В прошлом году Microsoft сделала ряд неожиданных для этой компании шагов: бесплатные версии Windows и Windows Phone для производителей, бесплатные версии пакета Office для iOS и Android, поглощения бесплатных мобильных приложений. Всё это сильно меняет бизнес-стратегию компании, но как же она собирается зарабатывать деньги?
Традиционно Microsoft получала прибыль от продажи лицензий на ПО вроде Windows или Office предприятиям, производителям и конечным пользователям. Эта стратегия была крайне успешной и обеспечила превращение Microsoft в программного гиганта и по сути в монополиста рынка ПК. Но с распространением мобильных платформ iOS и Android компании приходится менять стратегию, чтобы сохранить своё влияние в будущем.
Новая стратегия включает четыре ключевых шага: привлечение, вовлечение, вербовка и монетизация. Привлечение подразумевает бесплатное распространение продукта, как в случае с Office для iPad. Вовлечение ставит целью привязать человека к продукту, в том числе за счёт использования других привлекательных продуктов общей экосистемы. Вербовка — это просто поиск новых пользователей для расширения цикла. И, наконец, на этапе монетизации компания стремится выявить пользователей, готовых платить за подписку на продвинутые версии продуктов и служб.
Всё это звучит просто, но традиционно Microsoft не сильна в такой модели распространения продуктов. Google добилась колоссального успеха благодаря бесплатному предоставлению служб и получению средств от рекламы, но подход Microsoft подразумевает, что люди захотят оплачивать продвинутые версии приложений и служб, к которым привыкли (хотя доходы от рекламы, разумеется, никуда не денутся).
Маркетолог Microsoft Крис Капоселла (Chris Caposella) на конференции Microsoft Convergence показал слайд-иллюстрацию трёх ведущих экосистем на рынке с ключевыми активами каждой из них. По его словам, Apple концентрирует маркетинговые усилия на очень небольшом числе продуктов вроде iPhone и iPad, но так как все устройства создаются с прицелом на совместную работу, в результате покупка одного влечёт за собой приобретение другого уже без маркетинговых усилий. Это очень эффективно, и Microsoft собирается придерживаться схожей стратегии.
Например, планшет Surface Pro 3 сделан с глубокой интеграцией OneNote, в результате Microsoft заметила большой прирост использования OneNote. Персональный помощник Cortana активно использует возможности Bing, разрушая тем самым зависимость пользователей от поисковых служб Google. То же касается интеграции Skype в Outlook.com — это помогает продавать платные VoIP-подписки.
Microsoft признаёт, что пока взаимные связи между её собственными продуктами слабы и сильно отстают от таковых в экосистемах Apple или Google, но со временем компания собирается наверстать упущенное. Универсальные приложения, интеграция Cortana, OneDrive и так далее в различные платформы и приложения — всё это шаги на пути к усилению экосистемы Microsoft.
Как Microsoft будет зарабатывать на бесплатной Windows?