четверг, 26 марта 2015 г.

Телевидение: перезагрузка

/article/11ccbf64f9bd3bb38fb73b7acf6bb895



Грандиозный передел власти и собственности,  который ожидает страну в ближайшее время, не может не отразиться на рынке телевещания. Каким могут быть формы и сценарии этого передела, мы попробуем разобраться в очередном материале консультанта по вопросам стратегических  коммуникаций, известного эксперта ИКТ-рынка Романа Химича.


На сегодняшний день наиболее распространённой организационной формой средств массовой информации в Украине является медиа-холдинг, то есть объединение различных масс-медиа, имеющих общих акционеров. К 2012 году ТВ-рынок был разделён между четырьмя игроками: медиагруппой «Интер», принадлежащей Дмитрию Фирташу; Украинской Медиагруппой Рината Ахметова; медиахолдингом Виктора Пинчука, включающим «Новый канал», СТБ, ICTV, М1 и М2; «1+1 медиа» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Ещё ряд телеканалов, наподобие «Пятого», принадлежащего Петру Порошенко, воспринимались на рынке как проекты без особых амбиций и влияния.  К их числу можно отнести и региональные телекомпании, принадлежащие бизнесменам «второго эшелона».


С начала 2013 года заявил о себе новый участник, который связывают то ли с главой НБУ, то ли с пресловутой «Семьёй». Однако его фактическое влияние как в части охвата аудитории, так и по рекламным поступлениям, можно охарактеризовать как незначительное


Ключевой момент, на котором основаны дальнейшие рассуждения, состоит в том, что украинское ТВ это не только рыночный бизнес, но также инструмент политического влияния. Наглядным проявлением этого является огромный и хронический дефицит хозяйственных операций медиа-групп. Его величину сами руководители компаний оценивают в пределах 400-450 млн. долларов ежегодно. Это разница между доходами от рекламы с одной стороны и расходами на закупку и производство контента. С учётом расходов на персонал и других производственных затрат фактические убытки медиагрупп ещё больше. Именно ради возможности влиять на политические процессы их собственники много лет подряд дотируют убыточный бизнес.


Насколько можно судить в настоящее время, ключевыми сюжетами украинской политики в контексте настоящего анализа являются следующие:


– досрочные президентские выборы, назначенные на 25 мая этого года;


– возвращение в политику Юлии Тимошенко;


– резкое усиление ряда фигур, включая Петра Порошенко и людей из окружения Ю.Тимошенко;


– исчезновение как субъекта политической жизни так называемой «Семьи», включая Сергея Арбузова, Виталия Захарченко, Сергея Курченко;


– возврат к нормам Конституции 2004 года, включая императивный мандат;


– передел сложившегося расклада сил между различными политическими партиями;


– полномасштабная пропагандистская кампания со стороны Российской Федерации, включая посягательства на территориальную целостность нашей страны.


Каким может оказаться влияние этих факторов на ТВ-рынок страны?


По-прежнему важнейшее из искусств


Можно с уверенность утверждать, что в ближайшие годы значимость телевидения как инструмента политического влияния не только не уменьшится, но значительно возрастёт. Залогом этого является тот факт, что в украинскую политику снова возвращается конкуренция, снова имеет место ситуация нескольких равновеликих публичных центров влияния, которые остро конкурируют между собой. Нельзя обойти стороной и весьма вероятное начало очередной волны передела собственности, которую попытаются инициировать политические силы, расценивающие события зимы 2013-2014 годов как свою победу. Как показал опыт предыдущих лет, адекватное PR-сопровождение общенациональных телеканалов является обязательным условием успешных действий то ли по захвату крупной собственности, то  ли по её защите.


Позиции четырёх крупнейших медиа-групп вряд ли претерпят серьёзные изменения, хотя определённые изменения в доле ТВ-рынка неизбежно испытают и они. В зоне реального риска оказывается всякая мелочь, которую последние несколько лет активно заводили на рынок в рамках универсальной программной услуги. Это, в первую очередь, телеканалы «семейного» медиа-холдинга, в который  включают 112, Tonis, Business и БТБ. С высокой долей вероятности они поменяют акционеров. Вполне возможно их и вовсе выкинут из из состава УПУ, что будет означать их банкротство либо прозябание в нескольких кабельных сетях.


С другой стороны в новых условиях можно ожидать резкое усиление позиций регионального телевещания, в том числе появление запроса на подобные телеканалы со стороны региональных групп влияния. Поэтому представляется возможным переход некоторых телеканалов из категории общненациональных (присутствующих в УПУ), в статус региональных. Безусловно, подобное развитие событий предполагает адекватной поддержки со стороны Национального  совета по телевидению и радиовещанию В частности, снова актуален вопрос о государственной политике в отношении регионального телевещания, включая  вопрос об отдельном мультиплексе.


Говоря о судьбе медаактивов «Семьи» не стоит сбрасывать со счетов сценарий, при котором они останутся в номинальной собственности нынешних владельцев. Во-первых, их рейтинги ничтожны и не имеют очевидных перспектив к заметному росту. Во-вторых, и Сергей Курченко, и Сергей Арбузов имеют пусть и не очень большой, но шанс избежать «люстрации» и других форм «раскулачивания». Вполне возможно, что и в конце нынешнего, и весь следующий год они будут по-прежнему оставаться собственниками своих нынешних активов.


Фактор Тимошенко


Юлия Тимошенко известна как человек, чьи амбиции превосходят амбиции любого из игроков, присутствующих на политической сцене. Если она попытается вернуться в первую лигу украинской политики, а это произойдет практически наверняка, ей как воздух будет нужна  медийная поддержка. Безусловно, она сможет рассчитывать на поддержку медиа-групп дружественных олигархов. Ранее в таком качестве неоднократно был замечен Игорь Коломойский и «1+1 Медиа». Однако за любую поддержку придётся платить, поэтому в окружении Тимошенко неизбежно будет всплывать идея собственного медиа-холдинга, включая и ТВ-каналы.


Как искушённый политический деятель Юлия Тимошенко прекрасно понимает, что медийный ресурс можно получить по-разному. Можно купить, можно создать, можно отобрать. А можно сделать ход конём, установив контроль над механизмами государственной политики в сфере телерадиовещания. Преимущество последнего подхода состоит, среди прочего, в том, что он позволяет влиять на весь рынок сразу, самостоятельно определяя правила игры.


Таким образом в сферу интересов Тимошенко, а также всех её политических конкурентов, которые пока себя не проявили, но однозначно проявятся в ближайшее время, попадает сфера регулирования ТВ-рынка и отраслевой регулятор, Национальный совет по телевидению и радиовещанию. Этот аспект грядущих событий будет рассмотрен ниже, а пока перейдём к ещё одному участнику рынка, для которого настали сложные времена.


Зеонбуд всьо…


Отдельный интересный вопрос это судьба оператора общенациональной сети цифрового эфирного вещания, компании «Зеонбуд». Этот классический оффшорный монополист в чистом виде представляет собою наследие режима личной власти Виктора Януковича. Его создавали как механизм изъятия монопольной ренты в пользу крупнейшей олигархической ФПГ с донецкой «пропиской». При этом данный механизм задевает интересы сразу всех участников рынка. С одной стороны,  медиагруппы и их акционеры не имеют возможности обсуждать качество и стоимость навязанных им услуг по распространению сигнала. С другой стороны находятся несколько миллионов домохозяйств, которым точно так же, в принудительном порядке и на безальтернативной основе навязано абонентское оборудование по явно завышенным ценам.


Если медиагруппам удалось получить хотя бы временные скидки на услуги «Зеонбуд», то в случае с абонентами речь идёт исключительно об убытках. В данном случае изъятие монопольной ренты завязано на механизм кодирования телесигнала, смысл которого в своё время не смогли объяснить ни руководство «Зеонбуд», ни его покровители в Нацраде. За счёт кодирования рынок абонентских устройств полностью монополизирован и неприятно удивляет ценами на оборудование.


В настоящее время есть достаточно формальных основании ставить вопрос о радикальном изменении условий, на которых «Зеонбуд» выполняет роль провайдера цифрового мультиплекса. При наличии политической воли не будет проблемой силами АМКУ или Нацсовета по теле- и радиовещанию создать её акционерам серьёзные проблемы. Как минимум было бы уместно требовать раскрытия собственников компании. Ещё одним направлением для работы должно стать признание компании монополистом на рынке распространения цифрового эфирного телесигнала со всеми соответствующими последствиями, включая регулирование её тарифов.


Результатом таких действий может стать изменение состава акционеров либо даже переход компании под контроль государства (читай — политической силы, контролирующей Кабмин). Этот вариант обеспечит значительные возможности для влияния на всю сферу телевещания в Украине. Противодействие собственников «Зеонбуд» любым враждебным действиям осложняет тот факт, что как минимум до середины следующего года будет продолжаться полноценное функционирование сети аналогового эфирного вещания, которое осуществляет концерн КРРТ. Кроме того, сама бизнес-идея компании основана на ущемлении интересов всех сразу, что оставляет её без шансов на поддержку извне.


Регулирование «регулятора»


Национальный совет по телевидению и радиовещанию наряду с «Зеонбудом» находится в зоне наибольшего риска. На момент  публикации материала его состав покинули трое членов, включая председателя.


Стоит напомнить, что нынешняя архитектура государственной в сфере телерадиовещанием была создана Валерием Хорошковским в бытность его владельцем медиагруппы «Интер», вице-премьером и олигархом. В основу этой системы положено ручное управление ограниченными ресурсами, которые необходимы для успешного ТВ-бизнеса. Судя по всему, архитекторы существующей системы хотели, во-первых, закрыть доступ на рынок для всех, кто не входит в узкий круг «серьёзных людей». Во-вторых, уже внутри этого тесного круга были созданы механизмы для перераспределения финансовых потоков в пользу людей не просто «серьёзных», но ещё и «правильных». К донорам можно отнести акционеров группы «Приват» и Виктора Пинчука. Выгодополучателями оказались Ринат Ахметов и Дмитрий Фирташ с тогда ещё главой АП Сергеем Лёвочкиным.


В результате перезагрузки системы государственной власти Нацсовет остался без покровителей внутри украинского политикума. Между тем, как уже было указано выше, контроль над Советом обеспечивает исключительные возможности в части ручного управления ТВ-рынком. Во-первых, это возможность самостоятельно принимать санкции в отношении всех без исключения теле- и радиоканалов. Поводом для этого может быть что угодно: реклама запрещенных товаров, нарушение лицензионных условий (список которых сам по себе широкий и достаточно расплывчатый) и т.п.


Мощным инструментом влияния в умелых руках может оказаться механизм универсальной программной услуги. Список каналов, которые её образуют, а также условия присутствия в нём и прочие аспекты существования общенациональных каналов зависят от воли Национального совета.


В ситуации перманентной и крайне ожесточённой борьбы всех против всех, в которую быстро скатывается украинская политика, контроль над Нацсоветом представляется достойным призом. Можно ожидать попыток установления прямого либо опосредованного контроля над этим органом со стороны сил, преследующих наиболее решительные цели. В связи с этим представляет интерес вопрос о целесообразности существования Нацсовета как такового. Как справедливо указывают многие эксперты, Совет, по сути, всего лишь обеспечивает документальное оформление решений, которые принимаются за его стенами. За всё время своего существования он так и не стал центров разработки стратегий, оставаясь всего лишь элементом делопроизводства.


Чтобы избежать захвата Нацсовета назначенцами одной из политических сил с последующим погромом несогласных и неуспевших спрятаться в интересах индустрии было бы добиться снижения статуса Нацсовета. Это, помимо прочего, позволило бы банально ускорить делопроизводство и существенно уменьшить коррупционные издержки участников рынка.


Мнение политологов


Юрий Романенко, Директор Центра политического анализа «Стратагема»


Какими вы видите наиболее вероятные сценарии передела ТВ-рынка Украины в ближайшие 6-12 месяцев. В чём, по вашему мнению, могут заключаться интересы и основные задачи Юлии Тимошенко на медийном рынке?


Ее интересы будут заключаться в контроле над основными кнопками страны, которые оказывают огромное влияние на формирование общественного мнения. Это, прежде всего, телеканалы 1+1 и «Интер».


Ее усилия будут бесплодны, потому что она не имеет достаточного ресурса и общественной поддержки. Более того, в наших условиях такие попытки заведомо обречены на провал, поскольку будут вызывать новые взрывы общественного недовольства в отношении стоящих за этим олигархов, которые будут использовать сложную ситуацию в стране для защиты своих интересов.


Кто ещё, помимо неё, может претендовать на существенно расширение своего присутствия в медиа посредством M&A и других механизмов переформатирования рынка?


Во-первых, россияне, которые будут скупать активы в ближайшее время. Во-вторых, россияне. В-третьих россияне:). Российский фактор будет резко укрепляться на рынке, поскольку россияне будут проводить скупку активов украинских олигархов. Очевидно, что россияне подберут активы Семьи Януковича.


Под вопросом, что будет происходить с активами Рината Ахметова, поскольку пока до конца не ясно насколько он будет способен сохранить за собой позиции самого мощного игрока в украинской экономике. Он занял выжидательные позиции во время кризиса, что негативно сказалось на его имидже. Однако у него столь значительные ресурсы, что его рано списывать со счетов.


Под сомнением позиции Фирташа, которого будут отодвигать от газовых схем, как следствие он может потерять значительную долю влияния в экономике и политике.


Укрепится положение Петра Порошенко, который будет стараться расширить пристуствие на медиа рынке. Это мы уже видим на примере привлечения Шустера на «Пятый канал».


В ближнесрочной будут укрепляться позиции игроков связанных с УДАРом, БЮТом, «Свободой», но они будут носить несистемный характер и прекратятся в полугодовой перспетиве, когда формирующаяся ныне коалиция будет снесена новой волной кризиса. То есть, необходимо отдавать отчет, что тройка плюс остатки ПРУ будут править до мая — максимум до конца этого — начала этого года.


По моему убеждению в мае будет новая волна кризиса в контексте президентских выборов, которая будет обусловлена неспособностью «тройки» вести принципиально иную политику.


Какие инструменты могут использовать новые политические игроки для реализации своих интересов на медиарынке?


Подкуп государственных чиновников с целью получения преференций, рейдерский захват, скупка активов тем или иным способом.


Чего можно ожидать в течении ближайших шести месяцев в части государственного регулирования сферы телевещания?


Оно будет хаотичным и мы будем наслаждаться свободой:)


Алексей Блюминов, политолог


В чём, по вашему мнению, могут заключаться интересы и основные задачи Юлии Тимошенко на медийном рынке?


Задача Юлии Тимошенко на медиа-рынке сейчас — это формирование базиса своего присутствия в СМИ, формирование заново лояльного ей пула СМИ. Очевидно, что политические интересы ее и ее нынешних попутчиков уже начинают расходиться, думаю, ей не помешает пара-другая общенациональных газет, радиостанций и хотя-бы один нишевый телеканал. На каналы первой десятки она сейчас вряд-ли замахнется. Банально нет ресурсов.


Кто ещё, помимо неё, может претендовать на существенно расширение своего присутствия в медиа посредством M&A и других механизмов переформатирования рынка?


Думаю, что в ближайшие полгода-год основные игроки на медиа-рынке сохранят свои позиции, поскольку они сыграль роль своего рода «информационных спонсоров» революции». Рынок сейчас достаточно поделен и вне зон передела осталось практически ничего. Понятно что Первый национальный станет законной «добычей» тех, кто пришел к власти, а вслед за ними и тех, кто их сменит по итогам президентских и парламентских выборов. Понятно, что медиаактивы, относимые к условному пулу «Семьи» станут обьектом дерибана. Это, в первую очередь, каналы Тонис и БТБ. В зоне риска также канал «Гамма», принадлежащий структурам, аффилированным с Симоненко.


Я думаю, что в ближайшее время мы увидим попытки создать крупные медиа-пулы вокруг Кличко и Порошенко. Основной разыгрываемый тут приз- все «нажитое честным трудом» Курченко. Бесхозные медиа-активы ВЕТЭКА сейчас просто лежат в пыли. Только подними.


Какие инструменты могут использовать новые политические игроки для реализации своих интересов на медиарынке?
Что касается инструментария реализации политических интересов на медиарынке, то тут можно прогнозировать что угодно- от технологий «второго отжима», прикрытого революционной целесообразностью, до использования юридической казуистики, исков в суды о признании недействительными сделок, заключенных во времена Януковича. Я думаю, что схема «Белого Лебедя» вновь станет популярной.


Чего можно ожидать в течении ближайших шести месяцев в части государственного регулирования сферы телевещания?


Я думаю, что у госрегулятора в ближайшие месяцы будет не до каких-то масштабных наполеоновских планов по реформированию отрасли. Процессы будут идти стихийно, вслед за быстро меняющейся политической коньюнктурой. Думаю, чиновники просто не будут поспевать за сменой первых лиц.





Телевидение: перезагрузка

ВОЛЯ определила десятку городов Украины с наиболее активными пользователями Интернета




Лидер рынка развлечений компания ВОЛЯ определила десятку украинских городов с наиболее активными пользователями Интернета. При составлении рейтинга использовались сведения о трафике с декабря 2013 года по декабрь 2014 года.


 


Абсолютными лидерами за этот период оказались два города – Кривой Рог и Херсон, в которых среднемесячное потребление трафика на одного пользователя превышает 100 ГБ. В десятку городов-лидеров вошли также Черкассы, Винница, Луцк, Киев, Кировоград, Сумы, Запорожье и Львов.


Директор по развитию Восточного региона компании ВОЛЯ Александр Авдеев так прокомментировал лидирующие позиции Кривого Рога и Херсона:


– В этих городах спрос и предложение Интернета не просто находятся в равновесии, но стимулируют друг друга к взаимному развитию. Сейчас техническое состояние сетей компании обеспечивает высокую пропускную способность и отказоустойчивость. Жители все активнее используют Интернет для просмотра новостей, поиска развлекательного контента и, конечно же, для работы. Поэтому компания постоянно развивает услуги и предлагает все более высокоскоростные линейки. Хотел бы особо отметить Кривой Рог, в котором наибольшая база подписчиков услуги «ВОЛЯ Smart HD». Они с удовольствием смотрят фильмы в HD-качестве, закачивая «тяжелый» контент через Интернет.


Согласно исследованию компании, абоненты преимущественно используют Интернет для просмотра кинофильмов, онлайн-видео и прослушивания радиостанций (44−46%, в зависимости от числа подключенных услуг), для общения в социальных сетях (39−43%), для загрузки музыки и фильмов, работы с электронной почтой и онлайн-игр. Причем активнее Интернет используют абоненты двух услуг, «ТВ + Интернет», в отличие от пользователей только интернет-доступа.


Сейчас ВОЛЯ предоставляет телекоммуникационные услуги в 31 городе Украины. Пользоваться услугой «ВОЛЯ Smart HD» можно на всей территории Украины, где есть доступ к Интернету со скоростью не ниже 10 Мбит/с.





ВОЛЯ определила десятку городов Украины с наиболее активными пользователями Интернета

Онлайн-видео: Где деньги?




О конвергенции телевидения и интернета не написал еще только ленивый. Хотя и ленивые уже тоже написали. Помимо всех прочих благ, которые предоставляют новые технологии, они еще и открывают широкие возможности монетизации контента. А вот о ее практическом опыте могут рассказать немногие, прошло еще очень мало времени. Но MediaSat нашел такого человека, который давно, если можно так выразиться, изучает возможности заработка на онлайн видео и готов поделиться своими знаниями с читателями. Встречайте – Дмитрий Аркас – интернет-предприниматель, совладелец первого развлекательного украинского веб-телевидения ГОН tv и куратор топика ОнлайнВидеоРеволюция.



Mediasat: Дмитрий, расскажите о Scoop-паблике ОнлайнВидеоРеволюция. Что такое вообще Scoop-паблик? Как привлечь читателей на подобного рода паблики?


ОнлайнВидеоРеволюция – это моя персональная база знаний касательно нового, быстро развивающего и очень перспективного рынка онлайн-видео. Каждый день я получаю несколько десятков рассылок американского и европейского рынков, а также просматриваю свой Фейсбук. И те новости, которые считаю знаковыми и/или возможными к экстраполяции на украинско-российскую реальность, кликом мышки на закладку браузера сохраняю в свой профиль на сайте Scoop.it. Это называется курированием контента, так я учусь, прокачиваю свою профильную экспертизу, могу поделиться своими знаниями с теми, кому эта тема интересна. И к новостям этим, с моими краткими резюме (инсайтами), я всегда могу вернуться при необходимости. Привлекать на подобного рода паблики читателей надо стандартными и нестандартными инструментами интернет-маркетинга, как на обычные медиа-сайты или интернет-магазины. Но я перед собой такую цель сейчас не ставлю.


Mediasat: Чем Вы занимались раньше и как пришли к этому проекту? В чем видите преимущества и перспективы?


С 2001 года я занимаюсь творческим предпринимательством в интернете. Самые громкие мои проекты – «Лунное посольство» в Украине и сервис «Назвать звезду», самый прибыльный – агентство вирусного маркетинга «Идеявирус». В октябре 2012 года я, по случаю, стал совладельцем первого развлекательного украинского интернет-телевидения «ГОН tv», потому как знал о высокой доходности вирусных роликов и предположил, что ГОН tv сможет повторить мега-успех американских сайтов Funny Or Die и CollegeHumor. Но быстро понял, что, по ряду причин, ошибся и стал вникать в рынок профессионально, чтобы подкрепить свою предпринимательскую интуицию практической экспертизой. Вирусные ролики – лишь малая часть всего многообразия бизнес-моделей онлайн-видео. Надо знать их все и осмысленно пробовать применить: какие-то у нас выстрелят, какие-то нет. Таким образом, мой текущий проект – это попытка построить бизнес в онлайн-видео, а паблик «ОнлайнВидеоРеволюция» – всего лишь мой профессиональный блог, фиксирующий мои мысли и отображающий мой прогресс в новом для меня (да и всего Уанета) рыночном пространстве.


Mediasat: Тяжело ли Вам было перестроиться и приспособиться к новому направлению онлайн-видео?


Перестроиться было легко, потому как я предприниматель, и компетенция «перестройки» у меня развита отлично. Тем более, что и мир, и наша страна особенно, любого человека учат постоянно перестраиваться. А приспособиться было тяжеловато в первое время, потому как объемы информации, которые нужно анализировать ежедневно, чтобы быстро наработать достаточную для заработка денег экспертизу, очень велики, а также практически отсутствуют русскоязычные интернет-издания по теме. В новостях периодически проскальзывают сообщения о тех или иных активностях интернет-холдингов на рынке, но новичкам, типа меня, от этого не холодно, а скорее жарко. Потому что цифры фигурируют большие, воображение, естественно, распаляют, а как укусить это яблоко, не ясно. Мне понадобилось около года, чтобы набить первые шишки, организовать собственное информационное пространство, помогающее быть в курсе и развивающее меня, и более-менее определиться с вектором дальнейшего движения к деньгам в онлайн-видео.


Mediasat: Какие еще проекты у Вас есть?


Я полагаю, что главный проект каждого человека – это он сам. Это впечатления, которые он (или она) может пережить. Открытия, которые может совершить, вершины, которые может покорить. Поэтому других проектов, кроме меня самого, у меня нет. На данном этапе жизненного пути я решил научиться профессионально делать деньги в онлайн-видео и сейчас целиком и полностью сосредоточен на этом.


Mediasat: Дмитрий, расскажите, как создавалось первое украинское развлекательное веб-телевидение «ГОН tv»? В чем заключается основная особенность, задача и миссия данного проекта?


ГОН tv развило в Уанете идею программы «Клубная гильдия», которая выходила на телеканале «М1» в 2009 году и представляла собой стебное, провокационное интервьюирование ярких персонажей ночных клубов раскованными ведущими. Бизнес – в проведении концептуально на грани фола вечеринок. Задача и миссия проекта – делать деньги развлекаясь и развлекая. В 2013 году проект предпринял попытку развития в интернете (на собственном сайте и YouTube) через линейку постановочных программ с новыми ведущими, но достаточную для рекламной монетизации аудиторию привлечь не смог. Вирусный потенциал нового контента оказался слабым, и на фоне с каждым днем усиливающейся конкуренции за внимание онлайн-зрителя для основателя и двигателя ГОН tv проект перестал быть приоритетом.



Mediasat: В Вашей биографии есть период, когда Вы уехали из Украины и некоторое время проживали в Китае. С чем это было связано, можете что-то рассказать о рынке видеоконтента в Китае? Есть ли у него какие-либо особенности?


Мой переезд в Китай в 2011 году был попыткой эмиграции. Собственно, я попытался сделать то, о чем многие украинцы задумывались, задумываются и будут продолжать это делать (полагаю, не нужно объяснять, почему). В Китай – потому, что мне нравится эта страна, культура, люди и очень воодушевляют темпы экономического развития. Вернулся потому, что не удалось запустить в Поднебесной бизнес, а также стало мучить то, что грозит каждому эмигранту – ностальгия (в силу принципиального культурного различия, в Китае она особенно сильна).


О рынке видеоконтента в Китае (первом, кстати, по численности зрителей рынке планеты) могу повторить то, что недавно читал в китайской рассылке: рост очень сильный, рекламный объем превышает миллиард долларов (78% от общего дохода рынка), как и у нас, велика проблема пиратства (доход рынка от лицензирования авторских прав – чуть больше 10%). Количество потребителей онлайн-видео через ПК – 460 миллионов, через мобильные устройства – 130 миллионов (но этот сегмент быстро растет, и на него заинтересованные стороны делают главную ставку). В китайском интернете (который, если кто не знает, отделен от остального мира великим китайским файерволом, блокирующим, к примеру, YouTube и Facebook, довольно популярен американский видеоконтент, от продукции Голливуда до разнообразных телевизионных шоу талантов. Но рулят китайские видеопорталы. Собственно, теле- и кино-индустрия Китая исторически не развита, плюс китайские власти ограничивают импорт зарубежного телепродукта, поэтому видеопорталы Поднебесной сильно обласканы вниманием зрителей. Поэтому американские телекорпорации и топчут наперегонки туда дорожку (говорят, что нашли золотую жилу), стараются напрямую подписывать договора с «первыми кнопками» – Youku и Sohu и побыстрее застолбить свято место. Причем приоритет – аудитория, которую стремятся охватить по максимуму, а ее монетизация – дело будущего.


И еще два любопытных факта. Первый: онлайн-видео взорвало китайский рынок SmartTV, которые, в массе своей, в Китае и производятся. И самые прозорливые американские контент-провайдеры стараются зайти к китайцам не через интернет, а через телевизор, причем не после его покупки в рознице, а прямо на заводе, договорившись с производителем. Больше других преуспела в этом телеприставка Roku, которая является одной из крупнейших платформ трансляции лицензированного теле- и кино-контента. В рамках проекта «Roku TV» Roku завела весь свой громадный каталог на борт умных телевизоров двух ведущих китайских брендов – TCL и Hisense. И в обозримом будущем будет стричь купоны практически на ровном месте, не связываясь с финансово- и ресурсо-затратным бизнесом на «железе». Второй факт: просмотры онлайн-видео в Китае уже популярнее активности китайцев в социальных сетях. И этот тренд к 2017 году накроет всю планету, потому что интернет превращается в интерактивный телевизор.


Mediasat: Расскажите об основных способах заработка на онлайн-видео. Как рядовому пользователю монетизировать свой видеоконтент?


Основных способов заработка на онлайн-видео два: продажа к нему доступа и платное размещение вокруг него рекламы. Если рядовой пользователь располагает некими уникальными знаниями, есть кто-то, для кого они представляют ценность, и их (знания) можно передать через видео, нужно записывать ролики, размещать их на сайтах, предоставляющих функционал платного доступа (у Vimeo есть такая функция, и YouTube с этим недавно экспериментировал), устанавливать правильную цену и зарабатывать таким образом. Причем можно продавать платный доступ ко всей базе видео, можно свежие ролики транслировать бесплатно, но продавать доступ к архиву, можно продавать отдельные ролики, а можно и подписку предложить – несколько роликов в месяц за фиксированную плату. Можно ролики выкладывать бесплатно, привлекать таким образом к себе внимание и продавать свои услуги по модной нынче модели инфобизнеса. А можно предложить заплатить в принципе, кто сколько захочет. Еще можно записывать ролики и продавать их через стоковые сервисы (типа Shutterstock). Но, в общем и целом, надо хорошо разбираться в конъюнктуре своей предметной области (быть экспертом) и знать своего клиента (короче говоря, подключать маркетинг). Кстати, можно еще получать заказы на онлайн-видео от брендов. В наших краях для этого надо знакомиться с рекламными агентствами и располагать более-менее приличным портфолио выполненных работ. В Штатах же существуют платформы конкурсов брендированного видео (типа сайта Poptent.com), которые регулярно вывешивают публичные оферты, в рамках которых предлагают всем желающим снимать видео за свой счет и выигрывать заказы от брендов в конкурентной борьбе.


Вторым способом монетизации видеоконтента является платная реклама. Впереди планеты всей – YouTube, просмотры которого растут космическими темпами и в мире, и в Украине, и который платит в наших краях около 1 доллара за тысячу показов рекламы вокруг пользовательского контента. Но вместе с ростом просмотров космически растет и конкуренция. Монетизировать видеоконтент на YouTube очень просто: размещай, подключай рекламу и держи карман шире. Очень не просто же создать реально интересный контент. Сегодня это такой же полноценный труд, как и любой другой, с улицы в этот бизнес не зайти, и всем желающим я бы советовал учиться, учиться и еще раз учиться. Благо, есть множество американских ресурсов по теме (я бы советовал начать с Reelseo.com) и полезнейший сервис – Google Translate.


Mediasat: Вы организовывали семинар о монетизации Youtube-контента. Это действительно может стать прибыльным? Какие основные пути Вы видите?


Как я уже сказал выше, YouTube – самый простой и понятный способ рекламной монетизации видеоконтента на планете. В прошлом году YouTube заработал на рекламе больше 5 миллиардов долларов и примерно половину этой суммы отдал владельцам видео. До недавних пор все упиралось в качество видеоконтента и его виральность, но сейчас уже все более важен маркетинг контента на YouTube, умение донести его до целевых аудиторий и вовлечь оные в просмотр. Тема YouTube-маркетинга заслуживает отдельного разговора, основных же путей два: пробиваться к успеху на YouTube самому или подхватить главный тренд YouTube-бизнеса – подключиться к многоканальной сети (MCN). Единственным преимуществом самостоятельного пути является получение полного объема рекламного дохода в собственный карман. Недостатками же являются подводные камни, коих на YouTube имеется в избытке, и спотыкаться о кои тоже придется самому.


Многоканальная сеть помогает же своим каналам много с чем. И с маркетингом, показывая видео на партнерских каналах с большой аудиторией, а также подключая собственные  технические решения, без которых нынче никуда. И с работой в правовом поле, потому как YouTube все строже контролирует соблюдение авторских прав на аудио и видео. И с получением прямых заказов от брендов, ибо брендированный контент – очень перспективное направление и в наших краях, а бренды предпочитают работать с теми, кого они знают лично. И, что важно, с оперативным поступлением денег на счета производителя видео. Но вот этими деньгами с многоканальной сетью производителю (YouTube-каналу) и придется делиться (как привило, MCN оставляет себе 30% от денег, поступающих от YouTube, а остальные 70% перечисляет каналу). Собственно говоря, семинар, о котором вы спросили, я проводил вместе с первой украинской MCN – Агентством интернет-прав и заинтересованным сторонам советую обращаться к нему напрямую (www.air.io).


Mediasat: Что бы Вы посоветовали инвесторам, в какие стартапы (или не стартапы) лучше вкладывать деньги? Почему?


Если говорить об онлайн-видео, то я бы советовал инвесторам вкладывать деньги во все те же MCN, о которых рассказал выше, потому что устойчивость их бизнеса зависит не от одного-двух успешных YouTube-каналов (команд), а от десятков тысяч, то есть более-менее диверсифицирована. А бизнес-модель завязана на главный сайт планеты – Google (и его сателлит YouTube), рекламный доход (коим, собственно, он делится с MCN) и биржевая стоимость коего растут и растут. Причем инвестировать с другими инвесторам (теми, кто в теме) в рамках инструментов совместного инвестирования, набирающими популярности в Штатах. Кстати, пять топовых американских MCN в прошлом году подняли свыше 30 миллионов долларов инвестиций каждая: Fullscreen, Maker Studios, Machinima, Alloy Digital и BroadbandTV.


Второе интересное направление – приложения «второго экрана», удерживающие внимание телезрителей на планшетах и смартфонах и увеличивающие потребление ими контента и рекламы в разы (в Штатах этим занимается, в частности, стартап Viggle, дела у которого, судя по декабрьской покупке за 30 миллионов компании Wetpaint, профессионально развивающей тематические аудитории, идут очень даже неплохо). Третье – сети видеорекламы, снимающие сливки с быстрорастущего рынка (кстати, украинский рынок два последних года удваивается ежегодно). К примеру, в прошлом году во время IPO инвесторы оценили сеть Rocket Fuel в долларовый миллиард (на IPO вышли также Tremor Video и YuMe, готовится Adap.TV). И четвертое – технические решения (платформы), помогающие зантересованным в оригинальном видео-контенте брендам размещать заказы на открытом рынке. Собственно, в сторону украинского аналога упомянутого выше Poptent’a я сейчас и двигаюсь.


Mediasat: Расскажите об особенностях онлайн-видео стартапов. Тяжело ли выйти на рынок? Какие стартовые инвестиции нужно сделать? Что обязательно нужно делать стартаперу и каких ошибок избегать?


Для того чтобы стартапу выйти на рынок онлайн-видео, во-первых, надо этот рынок видеть и понимать (наверное, моя история где-то тому пример). И уже в привязке к конкретному участку рынка можно делать вывод, тяжело или нет, какие стартовые инвестиции нужно сделать и так далее. Простой пример: для того чтобы снимать короткие видео, которые могут стать вирусами, набрать миллионы просмотров и принести автору десятки тысяч дохода, кажется, нужен лишь мобильный телефон, который стоит максимум тысячу долларов. Но в придачу еще нужен талант, который, в принципе, бесценен. Чтобы запустить MCN, надо, по сути, всего лишь подсуетиться с документами, чтобы подписать прямой договор с YouTube. Стоит это пару тысяч. Но где брать популярные YouTube-каналы для MCN, если они уже подписаны Агентством интернет-прав (и другими сетями)? В Штатах, кстати, на перспективные каналы идет настоящая охота, звезды перебегают из сети в сеть (в ту, что больше заплатит или меньше заберет), а то и свои собственные MCN запускают, ибо слава быстротечна, и из ее 15 минут надо успеть и умудриться выжать максимум. Сложно ли запустить приложение «второго экрана»? Теоретически нет. Но нужно знать о существовании этой предметной области (а отечественные стартаперы, кажется, телевизор, в массе своей по ряду причин не смотрят), изучить американские аналоги, найти способ завязаться с традиционно консервативными украинскими телеканалами и, наконец, принести им дополнительные деньги от брендов, ибо своими доходами они вряд ли поделятся. Та же история и с сетью видеорекламы, и с платформой видеоконкурсов (запустить не сложно, сложно подписать площадки и найти клиентов).


Собственно говоря, золотая лихорадка стартапов в свое время зацепила и меня: я финалист всеукраинского конкурса «Инновационный прорыв» 2010 и 2011 годов. И мне кажется, многие воспринимают стартап через монтаж: прототип, пара венчурных раундов, IPO и кэшаут в миллиард. На самом деле, между этими опорными пунктами – пропасть. И новый бизнес стартапом  (как и видеоролик – вирусом) можно назвать только тогда, когда факт быстрого роста доходов (или просмотров) действительно присутствует, а деньги инвесторов нужны, чтобы усилить и ускорить рост. На мой взгляд, стартаперу (если у него действительно есть стартап в виде быстрорастущего бизнеса) можно даже где-то расслабиться и получать удовольствие, ибо инвесторы выстроятся в очередь. А вот предпринимателям, рассчитывающим превратить новый бизнес в стартап в наших краях, в первую очередь следует очень внимательно изучить американские аналоги рынка, на котором они собираются работать. Чтобы оперативно прокачать собственную экспертизу, не повторять, по возможности, чужих ошибок, а если и копировать, то истории успеха. И с первого дня старта нового бизнеса ориентироваться на поиск потребностей клиентов, чтобы как можно быстрее пробовать удовлетворить эти потребности за деньги (набрать миллион просмотров на YouTube) и оценить возможность получения прибыли после вычета расходов из доходов. Но не писать с потолка заявки в инвестиционные фонды и убивать время на бесконечных стартап-тусовках (в противовес профессиональным событиям конкретного рынка, которые посещать обязательно, чтобы быть в курсе).


Mediasat: Какой способ монетизации онлайн-видео Вы считаете наиболее перспективным в Украине и в мире? Реклама, платный доступ …? Другие, не такие стандартные варианты?


В Украине, как и в мире, реклама сегодня является самым рабочим способом монетизации онлайн-видео. И самое интересное, на мой взгляд, то, что эти два технически разных понятия спешат навстречу друг другу: реклама облекается в форму онлайн-видео, и через пару тройку лет весь видео-контент массового потребления будет рекламой (того или иного бренда, идеи, потребительской привычки и стиля жизни в целом). Обратите внимание, подход к рекламе меняется уже сегодня. Она все больше отходит от прероллов – стандарта, навязанного 30-ти секундным рекламным роликом, в массе своей перекинутом из телевизора, а не снятом с учетом специфики интернета. Все чаще создается с предпосылками к вирусному распространению за счет оригинального сценария и сильной драматической истории – вспомните или найдите веселенький трэвэл-экшн «Kobe vs. Messi: The Selfie Shootout» от Turkish Airlines или душещипательный  «Google Search: Reunion». И все сильнее дрейфует в сторону так называемого оригинального брендированного видео-контента, от самостоятельных мега-крутых работ типа «Жан Клод Ван Дамм + Volvo» до целых веб-сериалов, в которых бренды проявляются как спонсорством (типа «Longer + Украинская рэп-битва»), так и уместным продакт-плейсментом (типа российского проекта «Креативщики + Land Rover»). Я лично уверен, что за такими проектами (ну плюс еще уместный интерактив – еще один горячий тренд в онлайн-видео-стартапах) будущее видеорекламы, и на это я делаю основную ставку.


Mediasat: Какая реклама более эффективна? Какие модели платного доступа?


Более эффективна реклама, которая не прямо рекламирует продукт и тупо кричит «купи», но развлекает зрителя-потребителя, рассказывает интересную, увлекательную, захватывающую, мега-крутую историю, как проект Red Bull’a с прыжком из космоса. Более эффективна реклама, которая вовлекает зрителя-потребителя в коммуникацию, хоть снимая оного в самой рекламе, как нашумевший прошлогодний проект Intel и Toshiba «The Power Inside», хоть подгоняя ему простой шаблон для домашней работы, как все тот же ролик «Жан Клод Ван Дамм + Volvo», вызвавший целую эпидемию смешных и курьезных пародий. Модели же платного доступа, в массе своей, крутятся вокруг условий и количества получаемого видео-контента за некую сумму (о чем я подробнее рассказал выше – за разовый доступ, за архив, за единицу, за подписку и т.д.).


Mediasat: Каким вы видит будущее рекламного рынка Украины? Где сосредоточится львиная доля денег – в интернете или на телевидении?


Я не берусь прогнозировать будущее рекламного рынка Украины в целом. Частный же его случай – сегмент онлайн-видео-рекламы в краткосрочной перспективе будет сильно расти (последние два года он удваивается ежегодно), и рекламные бюджеты телевидения какое-то время будут дрейфовать в интернет. Затем медиа-менеджеры спохватятся, начнут целенаправленно прокачивать собственные интернет-ресурсы (где настроят качественные раздачи OTT и VOD), эффективно задействовать для продвижения и монетизации своего контента YouTube и другие видеоплатформы, от тех же онлайн-кинотеатров (Megogo.net, Oll.TV, Divan.TV) до видео-разделов крупных порталов (Bigmir, Mail.ru, Яндекс). И, само собой, социальных сетей (ВКонтакте уже неохотно легализирует видео, а Фейсбук вот-вот целенаправленно расправит в нем крылья). А также плотно закрутят гайки пиратам (инициатива «Чистое небо» – только начало) и будут продавать рекламодателям свой интернет-инвентарь в рамках общих пакетов. В будущем же всех, естественно, купит Курченко (или Яндекс, иди Google), но до этого времени надо еще дожить.



Mediasat: Верите ли Вы в эффективность борьбы с пиратством? Какие меры предпочтительнее по Вашему мнению?


В эффективность борьбы с пиратством верю. Но для победы с ним надо действительно бороться, а не делать вид (это то, о чем я говорил выше: тот же нашумевший «Карточный домик» так здорово рекламирует курение, что вычищать его с торрентов, очевидно, нет причин – миссию свою рекламную он, так или иначе, выполняет). А также предоставить зрителю-потребителю удобную легальную альтернативу и найти баланс между рекламной монетизацией контента, платным доступом и другими способами (тем же брендированным контентом).


Mediasat: Как автору контента защищать свои права?


Я не эксперт в этом вопросе, поэтому на месте автора я постарался бы делегировать решение этого вопроса профессионалам. Но, в общем и целом, полагаю, автору надо больше думать не о том, как защищать свои права, но о том, как на своем контенте делать деньги в условиях той реальности, которая есть.



Mediasat: Как Интернет-предпринимателю избежать сложностей, связанных с авторскими правами?


Очень просто: чужие авторские права не нарушать, а защиту своих прав, если на то есть причины, поручить профессионалам.


Mediasat: Для успешного развития онлайн-видео очень важна доступность новых медиа, ОТТ.  В Украине с этим проблемы… Как действовать стартаперу в местных условиях?


Я лично абсолютно никаких проблем не вижу. Доступ к YouTube, в отличие от Китая, у нас пока еще не закрыт. Главная видеоплатформа планеты бесплатно предоставляет, надо признать, грандиозные технические возможности для проверки рыночного спроса на контент – не ленись, снимай, публикуй, учись, повышай профессионализм и зарабатывай.


 


Mediasat: Какое видео любят пользователи? Какие жанры? Какая длительность ролика является оптимальной?


Это очень общий вопрос. Общий ответ – разное, но оригинальное, большей частью развлекательное, повышающее настроение. Жанры тоже самые разные, от сильно выстрелившего в последние годы игрового и реалити (частная разновидность в нашей средней полосе – хроники автомобильных регистраторов) до классически популярного музыкального и спортивного. От дорогих раскрученных телевизионных шоу талантов до желтых скандалов со знаменитостями, жизни животных (культовое «котэ» рулит) и постановочных розыгрышей (т.н. пранка). От обучения всему, чему только возможно, до живых трансляций завораживающего спаривания каких-нибудь гигантских новозеландских улиток. Длительность ролика тоже разная. С одной стороны, глобальный тренд – уменьшение длительности до 6-10 секунд, где первые скрипки – сервисы Vine (от Твиттера) и Video Instagram. С другой, полтора часа футбола на YouTube фанаты проглатывают даже не морщась.


Mediasat: Насколько имеет право на жизнь любительское онлайн-видео? Или будущее только за профессиональным?


Любительское онлайн-видео, естественно, имеет право на жизнь, но если мы говорим о бизнесе, то даже любительское должно быть сделано профессионально. А будущее, безусловно, за видео профессиональным (и технологии развиваются с такой скоростью, что вскоре, кажется, надо будет быть профессионалом, чтобы снять видео любительское).



Mediasat: Некоторые каналы активно выходят в Интернет, другие не спешат… Как пройти этот путь без вреда для налаженной системы монетизации?


Только методом проб и ошибок, потому как рынок этот только появился, и никто точно не знает, как.


Mediasat: Каким образом нужно адаптировать ТВ-контент для онлайн вещания?


Адаптировать ТВ-контент для интернета экономически не выгодно. Если его смотрят в интернете – супер, надо стараться монетизировать (размещая те же бесконечные шоу талантов на YouTube). А вообще для интернета (телеканалам) надо строгать отдельный оригинальный контент (вдохновения можно набраться, к примеру, у проекта Animalist.com от Discovery Channel). Или же аутсорсить эту задачу тем, кто научился успешно это делать (вот откуда растут ноги у многомиллионных инвестиций в MCN).


Mediasat: Какие каналы преуспели в Интернете? Благодаря чему?


В интернете преуспевают конкретные жанры контента, о чем мы говорили выше. И преуспевают они на агрегаторах-видеохостингах-платформах, №1 среди которых – YouTube.


Mediasat: Интернет vs телевидение. Друзья или враги? Кто победит в итоге? Как Вы видите дальнейшее развитие этого противостояния?


Интернет и телевидение сольются во взаимовыгодном экстазе, интернет превратится в интерактивный телевизор. В конце концов, потребитель перестанет отличать одно от другого, и со всех сторон его будут окружать многочисленные экраны (кстати говоря, Google вслед за своим революционными видео-очками готовит еще одну «бомбу» – видео-линзы). Контент продолжит гулять королем, а шеей будут причины его смотреть и способы вовлечения в этот самый просмотр. И не просто вовлечения, но принуждения к оному, не исключено что путем прямой бесконтактной трансляции в мозг.


Mediasat: По какому пути пойдет украинское телевидение? Ведь крупнейшие медиагруппы Украины уже проявили интерес к распространению своего контента через сеть Интернет.


Очевидно, по тому же, по какому и американское: будет пытаться удерживать внимание своего зрителя в интернете и стараться продавать рекламодателям интернет-инвентарь вокруг своего контента самостоятельно, а не отдавать этот кусок пирога посредникам. А также продавать социально-демграфическо-поведенческие данные о своих зрителях рекламным биржам и пробовать искать дополнительный доход в электронной коммерции (к примеру, не просто рекламировать некий сайт, торгующий авиабилетами, но получать процент от покупок, сделанных каждым своим зрителем-клиентом).


Mediasat: Сегодня многие говорят о таком понятии как «Новые медиа», расскажите нашим читателям, что оно означает?


Мне кажется, об этом много говорили вчера. В моем понимании «новые медиа» — это все, что связано с интернетом и цифровым образом жизни. Я лично нарабатываю экспертизу и развиваю свой профессионализм в отдельно взятом кусочке «новых медиа» – онлайн-видео, поэтому теми знаниями, что владею по теме, с вами и поделился.


Mediasat: Благодарим Вас за интересное интервью! Желаем успеха в бизнесе и новых нестандартных решений на рынке онлайн-видео!





Онлайн-видео: Где деньги?

Космический центр им. М.В. Хруничева ожидает финансовые инвестиции




Правительство Российской Федерации планирует вложить в развитие Космического центра им. М.В. Хруничева десятки миллиардов рублей.


Такую информацию озвучил в интервью ТАСС глава Центра Андрей Калиновский во время международной конференции в Вашингтоне. По его словам, финансовые инвестиции планируются в рамках государственной программы развития космоса на 2016-2025 гг. Программа должна быть заслушана и утверждена на заседании российского правительства, после чего и будут определены конкретные суммы. А.Калиновский отметил, что ранее на программу планировалось выделить 56 миллиардов рублей.


Кроме перспективы таких солидных финансовых инвестиций, Космический центр имени М.В. Хруничева не так давно оформил документы на получение кредита от Внешэкономбанка на сумму в 37 миллиардов рублей. Кредит должен быть погашен в 2025 году, и вполне вероятно, что выплату процентов по нему возьмет на себя государство. Во всяком случае, по словам Калиновского, соответствующие переговоры ведутся.


Сумма кредита нужна Центру для того, чтобы расплатиться с поставщиками, перед которыми у Центра возникла серьезная задолженность. Решить свои финансовые проблемы предприятие планирует с помощью заработанных средств, в частности, за счет коммерческого использования ракетоносителей «Протон» и «Ангара».


Кроме того, руководитель Центра подтвердил, что с начала следующего года предприятие планирует стать акционерным обществом.





Космический центр им. М.В. Хруничева ожидает финансовые инвестиции

Спортивные телеканалы Ахметова вернулись в сеть «Ланета»




Провайдер «Ланет» и «Медиа Группа Украина» пришли к компромиссному решению в финансовых вопросах о дистрибуции телеканалов «Футбол 1» и «Футбол 2». Об этом говорится в пресс-релизе, копией которого располагает редакция Mediasat.


 


Так, по внушительному количеству просьб фанатов, с 31 марта провайдер возобновляет трансляцию футбольных каналов в пакетах аналогового и цифрового телевидения. Абонентам также будут доступны телеканалы «Футбол 1 HD» и «Футбол 2 HD» в формате высокой четкости.


Телеканалы «Футбол 1» и «Футбол 2» являются эксклюзивными трансляторами известнейших мировых футбольных поединков на территории Украины.


Напомним, ранее «Ланет» включил в свою сеть 13 тематических каналов, производства всемирно известной компании Viasat.





Спортивные телеканалы Ахметова вернулись в сеть «Ланета»

Украинский ТВ рынок на фоне Европы – Мониторинг SES




17 марта 2015 года в Лондоне спутниковая компания SES представила результаты мониторинга ТВ рынка в различных регионах, в том числе, было опубликовано детальное исследование по Украине. MediaSat предлагает читателям ознакомиться с его результатами. Согласно полученным данным, доля спутникового телевидения незначительно уменьшилась, с 4,49 млн. домохозяйств в 2013 году до 4,33 в 2014. То же можно сказать и об эфирном ТВ, его доля снизилась с 5,96 до 5,58 млн. Кабельное телевидение и IPTV показали незначительный рост (на 0,35 и 0,08 млн. соответственно).




Что касается вышеприведенного рисунка, то следует уточнить, что под DTH подразумеваются домохозяйтва с индивидуальной антенной, а под SMATV-CH коллективные антенны спутникового приема.


Эти данные некоторым образом расходятся с теми, которые были опубликованыукраинскими компаниями.  Расхождения, очевидно, объясняются разными подходами к получению данных и сложностью проведения исследований в сложившейся политической ситуации. Анатолий Фроленков, управляющий партнер консалтинговой компании E&C, рассказал, что итоговые цифры были получены в результате опросов участников рынка, операторов, также были учтены данные официальных источников (Госкомстат, НКРСИ и др.)
Лоранс Крибье, старший координатор маркетинговых исследований компании SES, уточнила, что полученные цифры достаточно приблизительны, т.к. в 2014 году не было возможности провести полноценные опросы в некоторых регионах (Крым и зона АТО). Также на динамику показателей повлияли изменения в методологии исследований: в 2012 году SES начала заказывать исследования GFK Ukraine во всех сегментах ТВ рынка, а не частично, как это было ранее, ответила Крибье на вопрос корреспондента MediaSat.


В Европе по состоянию на конец 2014 года ТВ рынок поделен следующим образом:




Как видим, в Украине доля кабельного (38 %) и эфирного ТВ (34 %) значительно превышают среднеевропейские показатели (на каждый сегмент приходится (27 %). В то время как лидирующим способом приема в Европе является спутниковое ТВ (35 %), в Украине его доля достигает лишь 27 %. Наибольший разрыв наблюдается в сегменте IPTV (данные по ОТТ и интернет телевидению не представлены в исследовании SES): 1% в Украине против 11 % в Европе. Если это кого-то утешит, то в Гане, например, о кабельном телевидении и, тем более, об IPTV говорить вообще не приходится: 69 % домохозяйств смотрят эфирное телевидение, а 31 % — спутниковое.

Следует отметить, что распределение по способам приема телевизионного сигнала значительно отличается в разных европейских странах. Если в Германии рынок, фактически, поделен между спутниковыми (47 %) и кабельными операторами (44 %), а в Великобритании между спутниковыми (44 %) и эфирными (32 %), то во Франции преобладающей технологией является IPTV (40 %), а кабельное телевидение не в почете (8 %). В Испании ситуация совсем другая: здесь бесспорным лидером стал эфирный способ доставки сигнала (67 %). А в Ирландии 67 % домохозяйств предпочитают спутниковое ТВ. Причиной таких отличий стали многие факторы, в каждой стране ТВ рынок проходил свой, индивидуальный, путь развития.







 


К сожалению, Украина значительно отстает от европейских показателей, не только по распространенности IPTV. В Украине и Греции показатели проникновения цифрового ТВ остаются самыми низкими.




 


В то время как в Европе…




 


Здесь можно проследить динамику проникновения цифры в Украине:




Спутниковый сигнал в Украине полностью транслируется в цифровом стандарте, значительно отстает цифровизация кабельного ТВ, она коснулась всего лишь 23 % домохозяйств. В Европе 67 % зрителей кабельного ТВ смотрят его в цифровом качестве. Что касается цифрового эфирного ТВ, то можно увидеть, что в 2013 году дело сдвинулось с мертвой точки, но, по сравнению с европейскими (89 %), показатель остается крайне низким — 18 %, согласно данным компании SES. Причины такой ситуации лежат в ошибках государственного регулирования и коррупционных схемах провайдера эфирного цифрового телевидения. Напомним, «Зеонбуд» стал компанией, которая при сомнительных обстоятельствах выиграла тендер на проведение цифровизации в масштабах страны. Представители оператора заявляли о том, что 95 % населения уже имеет возможность смотреть цифровое эфирное телевидение, если верить их словам, то уровень цифровизации у нас выходит выше европейского, что очень сомнительно. Однако проводимые на местах эксперименты и заключения экспертов доказывают, что реальное покрытие далеко от заявленного. Кабельные операторы, оглядываясь на государственную политику в сфере цифровизации, тоже не спешат переходить на новый стандарт вещания.


Не лучше обстоит дело и с HD каналами, которые очень плохо представлены в Украине. Всего лишь около 1 млн домохозяйств имеют к ним доступ, преимущественно это зрители спутникового ТВ (0,72 млн.). Лоранс Крибье обратила внимание, что для развития HD телевидения важным условием является появление местного контента в стандарте высокой четкости. На вопрос, почему сложилась такая ситуация, телеканалы и дистрибуторы неоднократно отвечали, что спрос на HD каналы у украинского зрителя невысок, зритель не готов за них платить. Также пока у многих украинцев нет телевизоров, поддерживающих HD формат. В европейских странах более половины абонентов спутникового телевидения смотрят HD  каналы. В Великобритании число HD зрителей почти достигает 9,5 миллионов.




 



В странах Европы был проведен опрос о том, насколько зрители знакомы с Ultra HD телевидением. В Украине этот опрос не проводили, что само по себе показательно.



Что касается присутствия спутникового оператора SES в Украине, то здесь тоже прослеживается положительная динамика. С другими показателями компании можно ознакомиться на странице MediaSat.




Несмотря на грустную нотку, которой трудно избежать при сравнении показателей ТВ рынка в Украине с таковыми в странах Западной Европы, есть предпосылки для оптимизма. Более 16 миллионов домохозяйств, развивающийся и требующий изменений рынок, свободные ниши – факторы, которые, при условии стабилизации политической ситуации, могут стать основой для успешного развития бизнеса в Украине и предоставить даже большие перспективы, чем можно ожидать в других странах.





Украинский ТВ рынок на фоне Европы – Мониторинг SES

Как Украина будет отключать эфирное аналоговое ТВ?




Треть украинской территории уже этим летом останется без аналога.


В соответствии с соглашением «Женева-2006» Украина обязана до 17 июня текущего года полностью отказаться от эфирного аналогового вещания и перейти на телевидение в цифровом формате.


По словам народного депутата Николая Томенко, это растянется почти на два года. Уже к середине июня (15.06.2015) аналоговый вещательный формат исчезнет на части украинской территории. Это Львовская, Закарпатская, Волынская, Житомирская, Черниговская, Ровенская, Сумская, Киевская, Харьковская области, а также АР Крым.


К концу текущего года (31.12.2015) на цифру перейдут Винницкая, Ивано-Франковская, Одесская, Хмельницкая и Черновицкая области.


К лету следующего года (30.06.2016) без аналога останутся Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская, Николаевская, Полтавская, Тернопольская, Херсонская и Черкасская области.


И наконец, к концу следующего года (31.12.2016) Донецкая и Луганская области завершат процесс полной цифровизации Украины.


Итак, уже через несколько месяцев треть областей Украины ожидает отключение аналогового телевидения, хотя, по словам Томенко, на сегодняшний день остается загадкой, готово ли цифровое покрытие на территории всей страны. Как известно, решением этого вопроса занималась компания «Зеонбуд».


Напомним, 19 марта ВР Украины утвердила законопроект о создании украинского общественного телевидения.





Как Украина будет отключать эфирное аналоговое ТВ?