О конвергенции телевидения и интернета не написал еще только ленивый. Хотя и ленивые уже тоже написали. Помимо всех прочих благ, которые предоставляют новые технологии, они еще и открывают широкие возможности монетизации контента. А вот о ее практическом опыте могут рассказать немногие, прошло еще очень мало времени. Но MediaSat нашел такого человека, который давно, если можно так выразиться, изучает возможности заработка на онлайн видео и готов поделиться своими знаниями с читателями. Встречайте – Дмитрий Аркас – интернет-предприниматель, совладелец первого развлекательного украинского веб-телевидения ГОН tv и куратор топика ОнлайнВидеоРеволюция.
Mediasat: Дмитрий, расскажите о Scoop-паблике ОнлайнВидеоРеволюция. Что такое вообще Scoop-паблик? Как привлечь читателей на подобного рода паблики?
ОнлайнВидеоРеволюция – это моя персональная база знаний касательно нового, быстро развивающего и очень перспективного рынка онлайн-видео. Каждый день я получаю несколько десятков рассылок американского и европейского рынков, а также просматриваю свой Фейсбук. И те новости, которые считаю знаковыми и/или возможными к экстраполяции на украинско-российскую реальность, кликом мышки на закладку браузера сохраняю в свой профиль на сайте Scoop.it. Это называется курированием контента, так я учусь, прокачиваю свою профильную экспертизу, могу поделиться своими знаниями с теми, кому эта тема интересна. И к новостям этим, с моими краткими резюме (инсайтами), я всегда могу вернуться при необходимости. Привлекать на подобного рода паблики читателей надо стандартными и нестандартными инструментами интернет-маркетинга, как на обычные медиа-сайты или интернет-магазины. Но я перед собой такую цель сейчас не ставлю.
Mediasat: Чем Вы занимались раньше и как пришли к этому проекту? В чем видите преимущества и перспективы?
С 2001 года я занимаюсь творческим предпринимательством в интернете. Самые громкие мои проекты – «Лунное посольство» в Украине и сервис «Назвать звезду», самый прибыльный – агентство вирусного маркетинга «Идеявирус». В октябре 2012 года я, по случаю, стал совладельцем первого развлекательного украинского интернет-телевидения «ГОН tv», потому как знал о высокой доходности вирусных роликов и предположил, что ГОН tv сможет повторить мега-успех американских сайтов Funny Or Die и CollegeHumor. Но быстро понял, что, по ряду причин, ошибся и стал вникать в рынок профессионально, чтобы подкрепить свою предпринимательскую интуицию практической экспертизой. Вирусные ролики – лишь малая часть всего многообразия бизнес-моделей онлайн-видео. Надо знать их все и осмысленно пробовать применить: какие-то у нас выстрелят, какие-то нет. Таким образом, мой текущий проект – это попытка построить бизнес в онлайн-видео, а паблик «ОнлайнВидеоРеволюция» – всего лишь мой профессиональный блог, фиксирующий мои мысли и отображающий мой прогресс в новом для меня (да и всего Уанета) рыночном пространстве.
Mediasat: Тяжело ли Вам было перестроиться и приспособиться к новому направлению онлайн-видео?
Перестроиться было легко, потому как я предприниматель, и компетенция «перестройки» у меня развита отлично. Тем более, что и мир, и наша страна особенно, любого человека учат постоянно перестраиваться. А приспособиться было тяжеловато в первое время, потому как объемы информации, которые нужно анализировать ежедневно, чтобы быстро наработать достаточную для заработка денег экспертизу, очень велики, а также практически отсутствуют русскоязычные интернет-издания по теме. В новостях периодически проскальзывают сообщения о тех или иных активностях интернет-холдингов на рынке, но новичкам, типа меня, от этого не холодно, а скорее жарко. Потому что цифры фигурируют большие, воображение, естественно, распаляют, а как укусить это яблоко, не ясно. Мне понадобилось около года, чтобы набить первые шишки, организовать собственное информационное пространство, помогающее быть в курсе и развивающее меня, и более-менее определиться с вектором дальнейшего движения к деньгам в онлайн-видео.
Mediasat: Какие еще проекты у Вас есть?
Я полагаю, что главный проект каждого человека – это он сам. Это впечатления, которые он (или она) может пережить. Открытия, которые может совершить, вершины, которые может покорить. Поэтому других проектов, кроме меня самого, у меня нет. На данном этапе жизненного пути я решил научиться профессионально делать деньги в онлайн-видео и сейчас целиком и полностью сосредоточен на этом.
Mediasat: Дмитрий, расскажите, как создавалось первое украинское развлекательное веб-телевидение «ГОН tv»? В чем заключается основная особенность, задача и миссия данного проекта?
ГОН tv развило в Уанете идею программы «Клубная гильдия», которая выходила на телеканале «М1» в 2009 году и представляла собой стебное, провокационное интервьюирование ярких персонажей ночных клубов раскованными ведущими. Бизнес – в проведении концептуально на грани фола вечеринок. Задача и миссия проекта – делать деньги развлекаясь и развлекая. В 2013 году проект предпринял попытку развития в интернете (на собственном сайте и YouTube) через линейку постановочных программ с новыми ведущими, но достаточную для рекламной монетизации аудиторию привлечь не смог. Вирусный потенциал нового контента оказался слабым, и на фоне с каждым днем усиливающейся конкуренции за внимание онлайн-зрителя для основателя и двигателя ГОН tv проект перестал быть приоритетом.
Mediasat: В Вашей биографии есть период, когда Вы уехали из Украины и некоторое время проживали в Китае. С чем это было связано, можете что-то рассказать о рынке видеоконтента в Китае? Есть ли у него какие-либо особенности?
Мой переезд в Китай в 2011 году был попыткой эмиграции. Собственно, я попытался сделать то, о чем многие украинцы задумывались, задумываются и будут продолжать это делать (полагаю, не нужно объяснять, почему). В Китай – потому, что мне нравится эта страна, культура, люди и очень воодушевляют темпы экономического развития. Вернулся потому, что не удалось запустить в Поднебесной бизнес, а также стало мучить то, что грозит каждому эмигранту – ностальгия (в силу принципиального культурного различия, в Китае она особенно сильна).
О рынке видеоконтента в Китае (первом, кстати, по численности зрителей рынке планеты) могу повторить то, что недавно читал в китайской рассылке: рост очень сильный, рекламный объем превышает миллиард долларов (78% от общего дохода рынка), как и у нас, велика проблема пиратства (доход рынка от лицензирования авторских прав – чуть больше 10%). Количество потребителей онлайн-видео через ПК – 460 миллионов, через мобильные устройства – 130 миллионов (но этот сегмент быстро растет, и на него заинтересованные стороны делают главную ставку). В китайском интернете (который, если кто не знает, отделен от остального мира великим китайским файерволом, блокирующим, к примеру, YouTube и Facebook, довольно популярен американский видеоконтент, от продукции Голливуда до разнообразных телевизионных шоу талантов. Но рулят китайские видеопорталы. Собственно, теле- и кино-индустрия Китая исторически не развита, плюс китайские власти ограничивают импорт зарубежного телепродукта, поэтому видеопорталы Поднебесной сильно обласканы вниманием зрителей. Поэтому американские телекорпорации и топчут наперегонки туда дорожку (говорят, что нашли золотую жилу), стараются напрямую подписывать договора с «первыми кнопками» – Youku и Sohu и побыстрее застолбить свято место. Причем приоритет – аудитория, которую стремятся охватить по максимуму, а ее монетизация – дело будущего.
И еще два любопытных факта. Первый: онлайн-видео взорвало китайский рынок SmartTV, которые, в массе своей, в Китае и производятся. И самые прозорливые американские контент-провайдеры стараются зайти к китайцам не через интернет, а через телевизор, причем не после его покупки в рознице, а прямо на заводе, договорившись с производителем. Больше других преуспела в этом телеприставка Roku, которая является одной из крупнейших платформ трансляции лицензированного теле- и кино-контента. В рамках проекта «Roku TV» Roku завела весь свой громадный каталог на борт умных телевизоров двух ведущих китайских брендов – TCL и Hisense. И в обозримом будущем будет стричь купоны практически на ровном месте, не связываясь с финансово- и ресурсо-затратным бизнесом на «железе». Второй факт: просмотры онлайн-видео в Китае уже популярнее активности китайцев в социальных сетях. И этот тренд к 2017 году накроет всю планету, потому что интернет превращается в интерактивный телевизор.
Mediasat: Расскажите об основных способах заработка на онлайн-видео. Как рядовому пользователю монетизировать свой видеоконтент?
Основных способов заработка на онлайн-видео два: продажа к нему доступа и платное размещение вокруг него рекламы. Если рядовой пользователь располагает некими уникальными знаниями, есть кто-то, для кого они представляют ценность, и их (знания) можно передать через видео, нужно записывать ролики, размещать их на сайтах, предоставляющих функционал платного доступа (у Vimeo есть такая функция, и YouTube с этим недавно экспериментировал), устанавливать правильную цену и зарабатывать таким образом. Причем можно продавать платный доступ ко всей базе видео, можно свежие ролики транслировать бесплатно, но продавать доступ к архиву, можно продавать отдельные ролики, а можно и подписку предложить – несколько роликов в месяц за фиксированную плату. Можно ролики выкладывать бесплатно, привлекать таким образом к себе внимание и продавать свои услуги по модной нынче модели инфобизнеса. А можно предложить заплатить в принципе, кто сколько захочет. Еще можно записывать ролики и продавать их через стоковые сервисы (типа Shutterstock). Но, в общем и целом, надо хорошо разбираться в конъюнктуре своей предметной области (быть экспертом) и знать своего клиента (короче говоря, подключать маркетинг). Кстати, можно еще получать заказы на онлайн-видео от брендов. В наших краях для этого надо знакомиться с рекламными агентствами и располагать более-менее приличным портфолио выполненных работ. В Штатах же существуют платформы конкурсов брендированного видео (типа сайта Poptent.com), которые регулярно вывешивают публичные оферты, в рамках которых предлагают всем желающим снимать видео за свой счет и выигрывать заказы от брендов в конкурентной борьбе.
Вторым способом монетизации видеоконтента является платная реклама. Впереди планеты всей – YouTube, просмотры которого растут космическими темпами и в мире, и в Украине, и который платит в наших краях около 1 доллара за тысячу показов рекламы вокруг пользовательского контента. Но вместе с ростом просмотров космически растет и конкуренция. Монетизировать видеоконтент на YouTube очень просто: размещай, подключай рекламу и держи карман шире. Очень не просто же создать реально интересный контент. Сегодня это такой же полноценный труд, как и любой другой, с улицы в этот бизнес не зайти, и всем желающим я бы советовал учиться, учиться и еще раз учиться. Благо, есть множество американских ресурсов по теме (я бы советовал начать с Reelseo.com) и полезнейший сервис – Google Translate.
Mediasat: Вы организовывали семинар о монетизации Youtube-контента. Это действительно может стать прибыльным? Какие основные пути Вы видите?
Как я уже сказал выше, YouTube – самый простой и понятный способ рекламной монетизации видеоконтента на планете. В прошлом году YouTube заработал на рекламе больше 5 миллиардов долларов и примерно половину этой суммы отдал владельцам видео. До недавних пор все упиралось в качество видеоконтента и его виральность, но сейчас уже все более важен маркетинг контента на YouTube, умение донести его до целевых аудиторий и вовлечь оные в просмотр. Тема YouTube-маркетинга заслуживает отдельного разговора, основных же путей два: пробиваться к успеху на YouTube самому или подхватить главный тренд YouTube-бизнеса – подключиться к многоканальной сети (MCN). Единственным преимуществом самостоятельного пути является получение полного объема рекламного дохода в собственный карман. Недостатками же являются подводные камни, коих на YouTube имеется в избытке, и спотыкаться о кои тоже придется самому.
Многоканальная сеть помогает же своим каналам много с чем. И с маркетингом, показывая видео на партнерских каналах с большой аудиторией, а также подключая собственные технические решения, без которых нынче никуда. И с работой в правовом поле, потому как YouTube все строже контролирует соблюдение авторских прав на аудио и видео. И с получением прямых заказов от брендов, ибо брендированный контент – очень перспективное направление и в наших краях, а бренды предпочитают работать с теми, кого они знают лично. И, что важно, с оперативным поступлением денег на счета производителя видео. Но вот этими деньгами с многоканальной сетью производителю (YouTube-каналу) и придется делиться (как привило, MCN оставляет себе 30% от денег, поступающих от YouTube, а остальные 70% перечисляет каналу). Собственно говоря, семинар, о котором вы спросили, я проводил вместе с первой украинской MCN – Агентством интернет-прав и заинтересованным сторонам советую обращаться к нему напрямую (www.air.io).
Mediasat: Что бы Вы посоветовали инвесторам, в какие стартапы (или не стартапы) лучше вкладывать деньги? Почему?
Если говорить об онлайн-видео, то я бы советовал инвесторам вкладывать деньги во все те же MCN, о которых рассказал выше, потому что устойчивость их бизнеса зависит не от одного-двух успешных YouTube-каналов (команд), а от десятков тысяч, то есть более-менее диверсифицирована. А бизнес-модель завязана на главный сайт планеты – Google (и его сателлит YouTube), рекламный доход (коим, собственно, он делится с MCN) и биржевая стоимость коего растут и растут. Причем инвестировать с другими инвесторам (теми, кто в теме) в рамках инструментов совместного инвестирования, набирающими популярности в Штатах. Кстати, пять топовых американских MCN в прошлом году подняли свыше 30 миллионов долларов инвестиций каждая: Fullscreen, Maker Studios, Machinima, Alloy Digital и BroadbandTV.
Второе интересное направление – приложения «второго экрана», удерживающие внимание телезрителей на планшетах и смартфонах и увеличивающие потребление ими контента и рекламы в разы (в Штатах этим занимается, в частности, стартап Viggle, дела у которого, судя по декабрьской покупке за 30 миллионов компании Wetpaint, профессионально развивающей тематические аудитории, идут очень даже неплохо). Третье – сети видеорекламы, снимающие сливки с быстрорастущего рынка (кстати, украинский рынок два последних года удваивается ежегодно). К примеру, в прошлом году во время IPO инвесторы оценили сеть Rocket Fuel в долларовый миллиард (на IPO вышли также Tremor Video и YuMe, готовится Adap.TV). И четвертое – технические решения (платформы), помогающие зантересованным в оригинальном видео-контенте брендам размещать заказы на открытом рынке. Собственно, в сторону украинского аналога упомянутого выше Poptent’a я сейчас и двигаюсь.
Mediasat: Расскажите об особенностях онлайн-видео стартапов. Тяжело ли выйти на рынок? Какие стартовые инвестиции нужно сделать? Что обязательно нужно делать стартаперу и каких ошибок избегать?
Для того чтобы стартапу выйти на рынок онлайн-видео, во-первых, надо этот рынок видеть и понимать (наверное, моя история где-то тому пример). И уже в привязке к конкретному участку рынка можно делать вывод, тяжело или нет, какие стартовые инвестиции нужно сделать и так далее. Простой пример: для того чтобы снимать короткие видео, которые могут стать вирусами, набрать миллионы просмотров и принести автору десятки тысяч дохода, кажется, нужен лишь мобильный телефон, который стоит максимум тысячу долларов. Но в придачу еще нужен талант, который, в принципе, бесценен. Чтобы запустить MCN, надо, по сути, всего лишь подсуетиться с документами, чтобы подписать прямой договор с YouTube. Стоит это пару тысяч. Но где брать популярные YouTube-каналы для MCN, если они уже подписаны Агентством интернет-прав (и другими сетями)? В Штатах, кстати, на перспективные каналы идет настоящая охота, звезды перебегают из сети в сеть (в ту, что больше заплатит или меньше заберет), а то и свои собственные MCN запускают, ибо слава быстротечна, и из ее 15 минут надо успеть и умудриться выжать максимум. Сложно ли запустить приложение «второго экрана»? Теоретически нет. Но нужно знать о существовании этой предметной области (а отечественные стартаперы, кажется, телевизор, в массе своей по ряду причин не смотрят), изучить американские аналоги, найти способ завязаться с традиционно консервативными украинскими телеканалами и, наконец, принести им дополнительные деньги от брендов, ибо своими доходами они вряд ли поделятся. Та же история и с сетью видеорекламы, и с платформой видеоконкурсов (запустить не сложно, сложно подписать площадки и найти клиентов).
Собственно говоря, золотая лихорадка стартапов в свое время зацепила и меня: я финалист всеукраинского конкурса «Инновационный прорыв» 2010 и 2011 годов. И мне кажется, многие воспринимают стартап через монтаж: прототип, пара венчурных раундов, IPO и кэшаут в миллиард. На самом деле, между этими опорными пунктами – пропасть. И новый бизнес стартапом (как и видеоролик – вирусом) можно назвать только тогда, когда факт быстрого роста доходов (или просмотров) действительно присутствует, а деньги инвесторов нужны, чтобы усилить и ускорить рост. На мой взгляд, стартаперу (если у него действительно есть стартап в виде быстрорастущего бизнеса) можно даже где-то расслабиться и получать удовольствие, ибо инвесторы выстроятся в очередь. А вот предпринимателям, рассчитывающим превратить новый бизнес в стартап в наших краях, в первую очередь следует очень внимательно изучить американские аналоги рынка, на котором они собираются работать. Чтобы оперативно прокачать собственную экспертизу, не повторять, по возможности, чужих ошибок, а если и копировать, то истории успеха. И с первого дня старта нового бизнеса ориентироваться на поиск потребностей клиентов, чтобы как можно быстрее пробовать удовлетворить эти потребности за деньги (набрать миллион просмотров на YouTube) и оценить возможность получения прибыли после вычета расходов из доходов. Но не писать с потолка заявки в инвестиционные фонды и убивать время на бесконечных стартап-тусовках (в противовес профессиональным событиям конкретного рынка, которые посещать обязательно, чтобы быть в курсе).
Mediasat: Какой способ монетизации онлайн-видео Вы считаете наиболее перспективным в Украине и в мире? Реклама, платный доступ …? Другие, не такие стандартные варианты?
В Украине, как и в мире, реклама сегодня является самым рабочим способом монетизации онлайн-видео. И самое интересное, на мой взгляд, то, что эти два технически разных понятия спешат навстречу друг другу: реклама облекается в форму онлайн-видео, и через пару тройку лет весь видео-контент массового потребления будет рекламой (того или иного бренда, идеи, потребительской привычки и стиля жизни в целом). Обратите внимание, подход к рекламе меняется уже сегодня. Она все больше отходит от прероллов – стандарта, навязанного 30-ти секундным рекламным роликом, в массе своей перекинутом из телевизора, а не снятом с учетом специфики интернета. Все чаще создается с предпосылками к вирусному распространению за счет оригинального сценария и сильной драматической истории – вспомните или найдите веселенький трэвэл-экшн «Kobe vs. Messi: The Selfie Shootout» от Turkish Airlines или душещипательный «Google Search: Reunion». И все сильнее дрейфует в сторону так называемого оригинального брендированного видео-контента, от самостоятельных мега-крутых работ типа «Жан Клод Ван Дамм + Volvo» до целых веб-сериалов, в которых бренды проявляются как спонсорством (типа «Longer + Украинская рэп-битва»), так и уместным продакт-плейсментом (типа российского проекта «Креативщики + Land Rover»). Я лично уверен, что за такими проектами (ну плюс еще уместный интерактив – еще один горячий тренд в онлайн-видео-стартапах) будущее видеорекламы, и на это я делаю основную ставку.
Mediasat: Какая реклама более эффективна? Какие модели платного доступа?
Более эффективна реклама, которая не прямо рекламирует продукт и тупо кричит «купи», но развлекает зрителя-потребителя, рассказывает интересную, увлекательную, захватывающую, мега-крутую историю, как проект Red Bull’a с прыжком из космоса. Более эффективна реклама, которая вовлекает зрителя-потребителя в коммуникацию, хоть снимая оного в самой рекламе, как нашумевший прошлогодний проект Intel и Toshiba «The Power Inside», хоть подгоняя ему простой шаблон для домашней работы, как все тот же ролик «Жан Клод Ван Дамм + Volvo», вызвавший целую эпидемию смешных и курьезных пародий. Модели же платного доступа, в массе своей, крутятся вокруг условий и количества получаемого видео-контента за некую сумму (о чем я подробнее рассказал выше – за разовый доступ, за архив, за единицу, за подписку и т.д.).
Mediasat: Каким вы видит будущее рекламного рынка Украины? Где сосредоточится львиная доля денег – в интернете или на телевидении?
Я не берусь прогнозировать будущее рекламного рынка Украины в целом. Частный же его случай – сегмент онлайн-видео-рекламы в краткосрочной перспективе будет сильно расти (последние два года он удваивается ежегодно), и рекламные бюджеты телевидения какое-то время будут дрейфовать в интернет. Затем медиа-менеджеры спохватятся, начнут целенаправленно прокачивать собственные интернет-ресурсы (где настроят качественные раздачи OTT и VOD), эффективно задействовать для продвижения и монетизации своего контента YouTube и другие видеоплатформы, от тех же онлайн-кинотеатров (Megogo.net, Oll.TV, Divan.TV) до видео-разделов крупных порталов (Bigmir, Mail.ru, Яндекс). И, само собой, социальных сетей (ВКонтакте уже неохотно легализирует видео, а Фейсбук вот-вот целенаправленно расправит в нем крылья). А также плотно закрутят гайки пиратам (инициатива «Чистое небо» – только начало) и будут продавать рекламодателям свой интернет-инвентарь в рамках общих пакетов. В будущем же всех, естественно, купит Курченко (или Яндекс, иди Google), но до этого времени надо еще дожить.
Mediasat: Верите ли Вы в эффективность борьбы с пиратством? Какие меры предпочтительнее по Вашему мнению?
В эффективность борьбы с пиратством верю. Но для победы с ним надо действительно бороться, а не делать вид (это то, о чем я говорил выше: тот же нашумевший «Карточный домик» так здорово рекламирует курение, что вычищать его с торрентов, очевидно, нет причин – миссию свою рекламную он, так или иначе, выполняет). А также предоставить зрителю-потребителю удобную легальную альтернативу и найти баланс между рекламной монетизацией контента, платным доступом и другими способами (тем же брендированным контентом).
Mediasat: Как автору контента защищать свои права?
Я не эксперт в этом вопросе, поэтому на месте автора я постарался бы делегировать решение этого вопроса профессионалам. Но, в общем и целом, полагаю, автору надо больше думать не о том, как защищать свои права, но о том, как на своем контенте делать деньги в условиях той реальности, которая есть.
Mediasat: Как Интернет-предпринимателю избежать сложностей, связанных с авторскими правами?
Очень просто: чужие авторские права не нарушать, а защиту своих прав, если на то есть причины, поручить профессионалам.
Mediasat: Для успешного развития онлайн-видео очень важна доступность новых медиа, ОТТ. В Украине с этим проблемы… Как действовать стартаперу в местных условиях?
Я лично абсолютно никаких проблем не вижу. Доступ к YouTube, в отличие от Китая, у нас пока еще не закрыт. Главная видеоплатформа планеты бесплатно предоставляет, надо признать, грандиозные технические возможности для проверки рыночного спроса на контент – не ленись, снимай, публикуй, учись, повышай профессионализм и зарабатывай.
Mediasat: Какое видео любят пользователи? Какие жанры? Какая длительность ролика является оптимальной?
Это очень общий вопрос. Общий ответ – разное, но оригинальное, большей частью развлекательное, повышающее настроение. Жанры тоже самые разные, от сильно выстрелившего в последние годы игрового и реалити (частная разновидность в нашей средней полосе – хроники автомобильных регистраторов) до классически популярного музыкального и спортивного. От дорогих раскрученных телевизионных шоу талантов до желтых скандалов со знаменитостями, жизни животных (культовое «котэ» рулит) и постановочных розыгрышей (т.н. пранка). От обучения всему, чему только возможно, до живых трансляций завораживающего спаривания каких-нибудь гигантских новозеландских улиток. Длительность ролика тоже разная. С одной стороны, глобальный тренд – уменьшение длительности до 6-10 секунд, где первые скрипки – сервисы Vine (от Твиттера) и Video Instagram. С другой, полтора часа футбола на YouTube фанаты проглатывают даже не морщась.
Mediasat: Насколько имеет право на жизнь любительское онлайн-видео? Или будущее только за профессиональным?
Любительское онлайн-видео, естественно, имеет право на жизнь, но если мы говорим о бизнесе, то даже любительское должно быть сделано профессионально. А будущее, безусловно, за видео профессиональным (и технологии развиваются с такой скоростью, что вскоре, кажется, надо будет быть профессионалом, чтобы снять видео любительское).
Mediasat: Некоторые каналы активно выходят в Интернет, другие не спешат… Как пройти этот путь без вреда для налаженной системы монетизации?
Только методом проб и ошибок, потому как рынок этот только появился, и никто точно не знает, как.
Mediasat: Каким образом нужно адаптировать ТВ-контент для онлайн вещания?
Адаптировать ТВ-контент для интернета экономически не выгодно. Если его смотрят в интернете – супер, надо стараться монетизировать (размещая те же бесконечные шоу талантов на YouTube). А вообще для интернета (телеканалам) надо строгать отдельный оригинальный контент (вдохновения можно набраться, к примеру, у проекта Animalist.com от Discovery Channel). Или же аутсорсить эту задачу тем, кто научился успешно это делать (вот откуда растут ноги у многомиллионных инвестиций в MCN).
Mediasat: Какие каналы преуспели в Интернете? Благодаря чему?
В интернете преуспевают конкретные жанры контента, о чем мы говорили выше. И преуспевают они на агрегаторах-видеохостингах-платформах, №1 среди которых – YouTube.
Mediasat: Интернет vs телевидение. Друзья или враги? Кто победит в итоге? Как Вы видите дальнейшее развитие этого противостояния?
Интернет и телевидение сольются во взаимовыгодном экстазе, интернет превратится в интерактивный телевизор. В конце концов, потребитель перестанет отличать одно от другого, и со всех сторон его будут окружать многочисленные экраны (кстати говоря, Google вслед за своим революционными видео-очками готовит еще одну «бомбу» – видео-линзы). Контент продолжит гулять королем, а шеей будут причины его смотреть и способы вовлечения в этот самый просмотр. И не просто вовлечения, но принуждения к оному, не исключено что путем прямой бесконтактной трансляции в мозг.
Mediasat: По какому пути пойдет украинское телевидение? Ведь крупнейшие медиагруппы Украины уже проявили интерес к распространению своего контента через сеть Интернет.
Очевидно, по тому же, по какому и американское: будет пытаться удерживать внимание своего зрителя в интернете и стараться продавать рекламодателям интернет-инвентарь вокруг своего контента самостоятельно, а не отдавать этот кусок пирога посредникам. А также продавать социально-демграфическо-поведенческие данные о своих зрителях рекламным биржам и пробовать искать дополнительный доход в электронной коммерции (к примеру, не просто рекламировать некий сайт, торгующий авиабилетами, но получать процент от покупок, сделанных каждым своим зрителем-клиентом).
Mediasat: Сегодня многие говорят о таком понятии как «Новые медиа», расскажите нашим читателям, что оно означает?
Мне кажется, об этом много говорили вчера. В моем понимании «новые медиа» — это все, что связано с интернетом и цифровым образом жизни. Я лично нарабатываю экспертизу и развиваю свой профессионализм в отдельно взятом кусочке «новых медиа» – онлайн-видео, поэтому теми знаниями, что владею по теме, с вами и поделился.
Mediasat: Благодарим Вас за интересное интервью! Желаем успеха в бизнесе и новых нестандартных решений на рынке онлайн-видео!