суббота, 28 марта 2015 г.

20 лет строительства и обслуживания спутниковой сети

Сейчас в это трудно поверить, но еще каких-то два десятка лет назад — считалось большой удачей, если «по межгороду» удавалось дозвониться с первого раза. Широкополосный доступ? Беспроводной интернет? Телефон-коммуникатор в кармане у каждого? Это ведь откуда-то из «миров Полдня» Стругацких, я угадал?



Самая первая антенна, установлена на крыше ангара Всероссийского Энергетического Института. В котором я еще застал стоящий там самолет Миг-21 и экспериментальные стенды, имитирующие разряды молний.


И вот в 1995 году никому не известная компания SFMT Ltd (впоследствии выросшая в «Голден Телеком») начала строительство «наложенной» (т.е. работающей параллельно с национальной общероссийской) сети связи. А в качестве основного транспорта — было решено использовать собственные спутниковые каналы связи. Первый канал Москва-Владивосток — при запуске имел скорость всего в 128 Кбит/с (килобит!). Однако через этот канал — подавалась телефония (включая выход на достаточно популярную в то время службу Совинтела «World Access Card»), и канал передачи данных для модемного пула РоссияОнЛайн (СОВАМ Телепорт, полузабытая легенда).


Расскажу о телепорте, и его основных компонентах. Осторожно, трафик: много фотографий.


В течение достаточно короткого времени сеть приросла каналами на такие крупные города, как Хабаровск, Тюмень, Уфа, Сыктывкар, Новосибирск, Архангельск, Нижний Новгород, Волгоград… Не забывали и про менее крупные: Челябинск, Пермь, Чебоксары, Комсомольск-на-Амуре, Казань, Липецк, Тула… Вслед за появлением каналов — туда тоже приходили услуги высококачественного «голоса» без проблем с дозвоном, и услуги передачи данных. Тогда же стало развиваться еще одно направление: предоставление каналов и услуг крупным Клиентам, находящимся «на краю географии»: лесозаготовки в бухте Сизиман, нефтедобыча в окрестностях Пурпе и Ленска…


Тем временем, развитие наземных (и прежде всего — оптоволоконных) сетей не стояло на месте. Оптика доходила все дальше и дальше. Некоторые спутниковые станции на узлах — выключались и демонтировались, некоторые — становились центрами («хабами», «телепортами») собственных спутниковых подсетей.


Сегодняшний рассказ — про один из старейших спутниковых телепортов нашей сети.

Итак, знакомьтесь: Москва, Красноказарменная, 12.


Вот ещё три антенны и оборудование в контейнерах на нашем объекте:



Первая с картинки выше находится «в резерве», для подхвата каналов на случай каких-то непредвиденных ситуаций. Последний раз в такой роли — она работала при аварии спутника
Экспресс-МД1


Зеркала большие: чем больше диаметр зеркала, тем больше усиление антенны. Вспомните обычный карманный фонарик: с одной и той же лампочкой — дальше светить будет тот, у которого больше зеркало. А большое усиление (или, что в данном случае то же самое — большая чувствительность) очень важны для спутниковой связи.


Самая левая антенна с фото выше – 11 метров в диаметре. Для масштаба — посмотрите на окна здания, или антенны сотовой связи на кирпичной пристойке рядом. Эта антенна — тут самая крупная (и по непроверенным слухам — это чуть ли не единственная в мире антенна такого диаметра, установленная на крыше, а не на земле).


А вообще, одна из самых крупных в России антенн, диаметром 64 метра — находится на Медвежьих озёрах. Где у нас есть еще один телепорт:



Вот на этой старой фотографии — корифей спутниковой связи Николай Николаевич Виноградов и я на фоне этой антенны.



Вот эта антенна (Andrew, диаметр 7,3м) — наследство «Коминком-Комбеллга». Сюда мы ее привезли с Коровьего Вала. Везли, не разбирая, ночью. Перекрыли движение по всему маршруту, проверили, чтобы везде по габаритом всё вписывалось с небольшим запасом (провода не висели, газопроводы и другие детали не мешали), поставили на трейлер — и потащили с кортежем ГАИ. До здания добрались просто, а вот последние 50 метров были настоящим цирком. Но справились, конечно.



«Самая первая» снизу и антенна «с Коровьего Вала»



Эта антенна (Vertex, диаметр 7,2м) — появилась тут второй. Причем сначала она работала в С-диапазоне, а потом — была успешно переделана для работы в диапазоне Ku. Это чуть посложнее, чем аналогичная переделка «телевизионной» тарелки: пришлось не только менять облучатель, но еще и заново «перетягивать» геометрию поверхности зеркала.


Это одна из двух здешних антенн, оснащенная системой автосопровождения спутника.


Спутник, хоть и называется «геостационарным» — с точки зрения земного наблюдателя, выписывает на небе эдакую «восьмерку». Амплитуда этой «восьмерки» — определяется точностью удержания спутника на орбитальной позиции. А сама точность удержания — напрямую связана с запасом «рабочего тела» (или «топлива») у спутника. От которого в свою очередь — почти напрямую зависит «срок активного существования» спутника на орбите.


Для антенн с широкой диаграммой направленности — эта «восьмерка» целиком попадает внутрь луча антенны. А для антенн с узкой диаграммой (т.е. антенн с большими диаметрами зеркал, помните?) — зачастую уже требуется точная подстройка положения в соответствии с текущим положением спутника. Делается это при помощи вот таких приводов:



Автоматика автосопровождения регулярно оценивает уровень сигнала, приходящего со спутника, текущее положение антенны, и при необходимости — включает привода, перемещающие зеркало в двух направлениях («по азимуту» и «по углу места»). Таким образом, антенна всегда остается направленной на ту точку неба, где сейчас находится спутник.



Антенна имеет систему антиобледенения, предотвращающую накапливание льда и снега на зеркале и облучателе. Сейчас примерно -4 градуса по Цельсию снаружи, идёт мокрый снег. С тарелки течёт вода, вот:



Маленькая коробочка в центре фотографии – это погодный датчик. Нужен он затем, что условия образования наледи — возникают только в узком диапазоне температур: от минус 5 до плюс 5 градусов. Ну и если при этом есть осадки, конечно. При температурах выше 5 градусов Цельсия всё просто стекает, а при ниже минус пяти – снег сухой, он просто соскальзывает с зеркала. Мощность обогревателей антенны — 25кВт; так что правильная работа этой маленькой коробочки — позволяет существенно сократить счета за электроэнергию.


Сосульки с антенны… На обрезе зеркала одной из местных антенн — после сильных снегопадов образуется настоящий «ледяной водопад» — стаявший за счет работы системы снег сползает вниз — и замерзает эдаким сталактитом по краю. А снизу — как водится, к нему тянется ледяной сталагминт от площадки. И иногда доходит до того, что все это — превращается в «ледяной сталагнат», соединяющий между собой тарелку и площадку. Работе это не мешает; эта антенна не использует автосопровождение. А если бы использовала — то вся эта красота разрушилась бы после первого же цикла подстройки антенны. Так что это не хорошо и не плохо – просто выглядит очень красиво и забавно.


Теперь внимательно посмотрите вот сюда, на самую вершину:



Туда не идёт ни один кабель – это ещё не приёмник, это контррефлектор; непременный атрибут т.н. «двухзеркальной антенны».

Двухзеркальные антенны — сложнее по конструкции, но у них, по сравнению с «однозеркальными» — заметно выше т.н. «коэффициент использования поверхности» зеркала.


Ниже, прямо в центре самого зеркала — облучатель антенны:



Вообще, в оригинале облучатель был не такой «пушистый», но нам пришлось его доработать. Дело в том, что его выход – закрыт радиопрозрачной плёнкой, которая обладает прямо-таки магической притягательностью для ворон. Не понимая таких простых правил техники безопасности как «не лезь в фокус при включённом передатчике» они радостно садятся и начинают склёвывать плёнку. Облучатель и весь волноводный тракт находятся под постоянным избыточным давлением специально осушенного воздуха. Как известно, вода и влага — электропроводны, и попадание влаги внутрь волновода — эквивалентно попаданию туда приличного куска металла. И если ворона своим бронебойным клювом пробъёт дыру в пленке… В общем, у вороны есть шансы вмешаться в чью-то банковскую транзакцию. А с вот этими «шерстинками» проблема почти полностью решается. Почти – потому что всё равно плёнка очень соблазнительно для них выглядит.



К антенне подходит достаточно много кабелей: радиочастотные, силовые, управляющие, контрольные…


«Подзеркальная кабина» антенны — взгляд изнутри:



«Трубопровод» вниз — приемная часть, виден один из МШУ (прямоугольная коробка в самом низу). Толстый кабель — выход приемного сигнала со свича резервирования МШУ. «Трубопровод» посредине — тракт передачи. К нему подходит гибкий волновод (слева). А прямо и вперед — облучатель антенны.


Высокочастотный кабель (вверху) и «полужесткий» эллиптический волновод С-диапазона (внизу):



Волноводы бывают и гибкие:



По сравнению с жесткими или ” полужесткими” — у них заметно больше потери. Но использование гибких волноводов (или секций гибких полноводов между двумя жесткими) — повышает простоту и удобство монтажа.


Радиооборудование, а также системы управления антенн — у нас располагаются в контейнерах рядом с антеннами:




Зайдём внутрь контейнера


Со входа нас встречает «система твердотельных усилителей мощности со 100% резервом». Усилитель мощности (он же «передатчик») — собственно, и позволяет антенне выходить в эфир.



Еще один передатчик, но уже не «твердотельный» (транзисторный), а ламповый.


Поверьте, установлен он вовсе не ради знаменитого «теплого лампового звука»! Усилители на транзисторах — совсем недавно стали догонять по своим параметрам усилители на лампах. Для примера: транзисторный вверху — имеет максимальную мощность 140Вт, а ламповый внизу — 700Вт. При одинаковых габаритах и примерно одинаковому потреблению — согласитесь, разница очень существенная. Преимущество транзисторов — бОльшая линейность. Ни один усилитель не работает на максимальной мощности, из-за возникновения в нем нелинейных искажений (а это — смерть для «фазовой модуляции», применяемой в спутниковой связи). Для получения заведомо-линейного режима — транзисторный усилитель можно «разогнать» не более, чем на половину от максимальной мощности. Ламповый же — не более, чем на четверть. Но все равно: половинка от 140Вт — это заметно меньше, чем четверть от 700Вт.



Вот так выглядит стойка целиком:



Серая штука под передатчиком — осушитель воздуха, который поддерживает волноводные тракты в работоспособном состоянии.


А теперь остальное оборудование контейнера:



Вот это – воздуховоды системы охлаждения передатчика:



Ручку на коробке видите? Тоже наше «ноу-хау»: это фирменный переключатель режимов «зима-лето». Зимой ведь холодно, а оборудование — тоже любит комнатную температуру. Ну да, можно поставить обогреватель, но зачем? Повернул ручку — и грейся. А по весне ручка крутится в другое положение; и кондиционеры дружно говорят «спасибо, хозяин!»


Вот контрольный блок воздухораспределения волноводных трактов. Регулировка подачи — производится штоками с шариками (внизу). Оценить расход воздуха (а заодно — и наличие сильной утечки) можно по шкалам, мимо которых «плавают» шарики:



Это — кабели ПЧ, идущие от модемов в аппаратной, расположенной четырьмя этажами ниже. На больших узлах — мы используем схему с «ПЧ70/140МГц», она проще и легче, чем схема с «ПЧ L-Band». Каждая пара кабелей — это прием и передача одного транспондера.



Стойка сзади:



И ещё одна:



Толстый гофрированный кабель — это вход приемного сигнала, приходящий от малошумящего усилителя антенны. Почему усилитель «малошумящий»? Теория радиотехники говорит: «шум всей системы — не может быть меньше шумов ее первого усилительного каскада». Для детектирования принятого сигнала — требуется определенное соотношение «сигнал-шум». И чем меньше собственных шумов добавит система — тем меньше мощности потребуется от спутника для безошибочной передачи одного и того же сигнала.



Высокочастотный кабель от МШУ антенны.



Высокочастотный кабель от МШУ антенны, и ВЧ-сплиттер.



Сплиттеры — разделяют высокочастотные сигналы между конвертерами разных транспондеров.



Еще один, но — уже для сигналов ПЧ.



Кабель питания и управления системы резервирования МШУ


Две стойки вдали — наши первые передатчики. Клистронные, С-диапазон, мощностью аж по 3кВт каждый. Скажу сразу: на полную мощность — они не работали никогда. Но после очередной прогрызенной пленки — очень чешутся руки их включить, и поджарить на лету пару «каркуш»:



Сверху – переключатель и волноводы системы резервирования; и нагрузка для «запасного» передатчика. Нагрузка с принудительным охлаждением: если «запасной» передатчик работает «в горячем резерве» (т.е. излучает точно так же, как и «основной») — на нагрузке рассеивается вся его мощность.


Для охлаждения используется вентилятор:



Для мощных транзисторных передатчиков — обычно используется т.н. «полу-горячий» резерв: «запасной» передатчик не излучает. В этом случае — в системе резервирования устанавливается переключатель, одновременно коммутирующий как волноводный выход передатчика, так и его коаксиальный вход. Выглядит он так:



Круглая штучка слева — электрический привод переключателя.



Внизу — «волноводная» часть переключателя, сверху — «коаксиальная». Ко входу неработающего передатчика — подключается нагрузка (серебристая, на переднем плане), не позволяющая передатчику вылавливать помехи из эфира.


Разъем, через который на переключатель подаются сигналы, управляющие его переключением, и с которого система резервирования получает информацию о текущем положении переключателя.



Вот это устройство в стойке, в эксплуатации:



Теперь снова вернёмся на крышу, и походим вокруг антенн:



Кабели ВЧ (сверху), «жесткие» волноводы Ku-диапазона (прямоугольные в середине), кабели управления и питания МШУ.



Распределительная коробка на «ноге» антенны.



То же самое, но в более солидном виде «электрического шкафа»


В такие коробки и шкафы — заводятся кабели питания оборудования антенны, системы автосопровождения, и системы антиобледенения антенны. Ну и обязательно — внутри есть очень полезная вещь: розетка для подключения электроинструмента, освещения и пр.

Если на антенну заходит питание 220вольт, мы практически всегда ставим около антенны аналогичные коробки или щиты. Дополнительные затраты небольшие, а удобств при строительстве и в эксплуатации — куча.


Теперь – следующая конструкция.



Это антенна С-диапазона, поэтому она такая большая. Естественно, даже не стоит пробовать использовать такую антенну без системы автосопровождения.



Кабель, «оплетающий» зеркало — питание системы антиобледенения (на этой антенне — она сделана в виде «греющих матов»)



С монтажом связана отдельная история. Такие антенны, естественно, собираются на земле. В нашем случае сборка велась вот здесь, между этими зданиями. От края зеркала до стен было не более полуметра.



Потом её поднимали краном. Вот так:



Естественно, крановщик за обрезом крыши — не видел, куда её ставить, а попасть надо было на металлические «ушки», с допуском в пару миллиметров.



Вот так:



Операция была сложнейшая. И как я уже говорил, это чуть ли не единственная в мире антенна такого диаметра, установленная не на земле, а на крыше высотного здания.


Облучатель этой антенны. Видите, как его птички погрызли? Да, им для этого потребовалось почти 15 лет; но я же говорю: клювы у ворон — бронебойные.



А ещё там немого махрится край. Это либо вороны снова добрались до плёнки, либо остаток предыдущей радиопрозрачной плёнки. Очень хочется верить в последнее; тем не менее, через пару дней нужно будет провести профилактические работы. И здесь — тоже интересно. Обслуживать такую антенну, а в особенности ее облучатель — не самая простая задача. Впереди — пропасть в 12 этажей, помните? Можно, конечно, повернуть антенну вбок, в сторону крыши. Но дело в том, что привод автосопровождения — не позволяет быстро перемещать антенну. Поворот на 90 градусов — займет несколько часов; да и не предназначен привод для таких существенных поворотов.

Поэтому — нам пришлось снова немного поизобретать.


«Штатный» привод — отсоединяется:



Вместо него — ставится самодельный временный: маленький, но очень быстрый. Он поворачивает антенну на нужный угол буквально за пять минут.


Чтобы антенну не свернуло случайным порывом ветра, на время отсоединения основного привода, и в то время, когда вся антенна держится на «быстром самодельном» — колонна антенны фиксируется за «временный якорь»:



В проушину наверху — входит одно из «ушей» антенны, за которое цепляется штатный привод. Вся конструкция — фиксируется пальцем (висит внизу проушины). Все, порывы ветра нам теперь не страшны.


Сбоку антенны мы сделали специальную «опрокидывающуюся» площадку.



Мы отключаем передатчики, поворачиваем дополнительным приводом антенну к площадке, «опрокидываем» площадку в зеркало — и теперь облучатель легкодоступен для любых работ, ремонта и профилактики. Просто, надежно, удобно и безопасно!



Небольшой FAQ


— Для чего нужен такой большой и дорогостоящий объект?

Чтобы связь была и там, где нет наземных линий связи. Или они есть, но малой емкости, плохого качества, или очень задорого. А таких мест в России все еще много: даже крупные города, как Петропавловск-Камчатский, Магадан, Анадырь, Норильск — не имеют наземных каналов (достаточной емкости). Что уже говорить о поселках в Якутии или на Дальнем Востоке, или о газодобывающих комплексах в Сибири. Причем это не только для сотовой связи: у тех же буровиков очень популярен ipvpn или Lan2Lan; прежде всего для мониторинга таких сложных объектов, как буровые. А поговорить можно и через скайп… Да, спутниковые каналы не могут сравниться с оптикой по пропускной способности: спутниковый канал скоростью в 10 Мбит/с– считается очень широким. Можно сделать больше? Можно, у нас есть каналы и по 100, и по 200Мбит. Но это, прежде всего, — очень дорогое удовольствие.


— На каждую базовую станцию ставится по ЗССС?

Необязательно. Если есть группа БС, которые связаны между собой наземными каналами, то для работы всей группы достаточно одной ЗССС; как это сделано, например, вот здесь в Бованенково (http://habrahabr.ru/company/beeline/blog/247773/).

Но иногда — проще и дешевле построить две ЗССС, чем пытаться проложить между двумя точками наземную линию связи. К примеру, Аэропорт Кепервеем — это, если верить википедии — всего 32км от Билибино. Но протянуть оттуда канал до Билибино — практически невозможно, и поэтому у нас там еще одна ЗССС.


— Как вообще работает спутниковая связь?

Спутник — это некое подобие зеркала, которое смотрит на определенную территорию: т.н. «зону обслуживания». И в принципе, любые две станции, находящиеся внутри этой территории — могут общаться друг с другом. Собственно, в этом и есть основная прелесть спутниковой связи: ей не важны расстояния. Станция-корреспондент может быть расположена на соседнем доме, а может — за тысячи километров от «центра»; для спутниковой связи — это без разницы.


Передающая станция — транслирует сигнал на спутник. Принимающая — улавливает его, декодирует, и передает полученные данные в сторону пользователя. Если система связи двунаправленная (а не вещательная, как, к примеру, «спутниковое ТВ»), то в обратную сторону — все работает точно так же.


Наиболее типичная схема построения спутниковых сетей — это т.н. «звезда»: много малых станций в округе, и «центр» с большой антенной в середине. Но есть также системы связи, способные работать по принципу «каждый с каждым».


С точки зрения организации спутниковых каналов — их все можно поделить на два вида: системы с «закрепленными каналами», и «системы с предоставлением канала по требованию». Первые обычно используются на магистральных каналах, вторые — на каналах с маленьким или очень нерегулярным трафиком. Причем основной критерий тут — не вид трафика или его потребителя, а характер трафика. Те же БС: если БС расположена в крупном поселке, то она обычно соединяется через «закрепленный канал». Если же БС установлена в деревне, где всего-то с десяток жителей, то тут имеет смысл использование системы «предоставления каналов по требованию».


— Из чего состоит, и как работает ЗССС?

Все станции спутниковой связи — имеют похожее устройство, и состоят из практически одних и тех же функциональных компонентов.

«Тракт приема». Принятый антенной сигнал со спутника — попадает в облучатель антенны. В облучателе есть три устройства: поляризационный селектор, диплексор и фильтры. Поляризационный селектор — выделяет нужную нам поляризацию, диплексор — разделяет сигналы приема и передачи, фильтры — режут все лишнее (в тракте приема — частоты передачи и наоборот).


Отфильтрованный сигнал — приходит на малошумящий усилитель. Параметры которого, как мы помним, фактически определяют качество работы всей приемной системы в целом.


С выхода МШУ — сигнал попадает на «конвертер вниз», где переносится с «высокой частоты» (4 ГГц для диапазона С, и 11 ГГц для диапазона Ku) — на более низкую «промежуточную частоту». В зависимости от схемы конкретной ЗССС — она может быть разной. Может также использоваться несколько ступеней преобразования — все зависит от того, что нужно сделать, и как это можно сделать наиболее удобно и эффективно.

Далее сигнал попадает на демодулятор, преобразующий аналоговый эфирный сигнал — в цифровой поток.


Поскольку спутниковый канал работает на очень низких соотношениях «сигнал-шум» — вероятность ошибки в принятом потоке (канале) не превышает 1Е-3. Если такой канал прямо сразу отправить оконечному пользователю — то ничего работать не будет. Поэтому на любых спутниковых каналах — применяется мощное помехоустойчивое кодирование; и следующее обязательное звено — это декодер. Декодер исправляет ошибки, и полученный уже «почти безошибочный» поток (с вероятностью ошибки не хуже 1Е-8) — отправляет через некий стандартный интерфейс к оконечному оборудованию данных. Это — все, что угодно: компьютер, пакетный коммутатор, БС…


«Тракт передачи». Все то же самое, только в обратную сторону. Сигнал от оконечного оборудования данных — через стандартный интерфейс попадает на кодер. Кодер накладывает на приходящие данные — некоторое количество «избыточной информации», которая потом позволит декодеру исправить ошибки, возникшие в канале. Получившийся поток — попадает на модулятор, превращающий цифровой поток — в аналоговый сигнал.



Далее этот сигнал попадает на «конвертер вверх», с него — на усилитель мощности. Усиленный сигнал — через диплексор и поляризационный селектор попадает в облучатель антенны. А оттуда — в небо, на спутник.


Каждый «функциональный блок» — это необязательно отдельный элемент или устройство. Один блок может выполнять несколько функций. К примеру, «МШУ+конвертер вниз» — это т.н. «малошумящий конвертер» (LNC), «конвертер вверх + усилитель мощности» — это «блок-апконвертер» (BUC), «демодулятор + модулятор + кодек + интерфейс» — это «модем». Вплоть до того, что все показанные на рисунке устройства — могут быть объединены внутри одного небольшого корпуса, как у «спутниковых телефонов» систем Iridium или Thuraya.


В зависимости от предназначения конкретной ЗССС — на ней может быть много однотипных функциональных устройств: модемов, конвертеров, усилителей. Если ЗССС используется только для приема — то в ней полностью отсутствует вся нижняя часть картинки, относящаяся к тракту передачи.


Про крышу, антенны и радиооборудование — пока всё. Далее по плану экскурсии — выяснить, куда уходят кабели ПЧ, и как выглядят модемы. Это и немного работы с осциллографом будет во второй части, если вам интересно, а то пост уже и так получится неподъёмный.




20 лет строительства и обслуживания спутниковой сети

Михаил Гершкович: Если вы смотрите футбол бесплатно, выбор будет сделан за вас





Вместе с сезоном-2014/15 завершается срок действия договора между дочерней структурой РФПЛ «Лига-ТВ», которая управляет каналом «Наш футбол», и «НТВ-Плюс». Генеральный директор «Лиги-ТВ» Михаил Гершкович дал эксклюзивное интервью обозревателю Sportbox.ru.


Подальше от «флажка»


— Футбольное телевидение, говорят знающие люди, — такая специфичная сфера, что не вовлеченному в нее человеку лучше не умничать понапрасну. Не умничая, спрашиваю: какая из стоящих сегодня перед «Лигой-ТВ» проблем — самая трудоемкая?


— Это вопрос без ответа, потому что важно все. Качество съемки, уровень людей, стоящих за камерами и контролирующих процесс. Важно, кто обеспечивает доставку сигнала, кто «собирает» канал, кто графику накладывает. Очень важно правильно составлять расписание. Важно медиа-планирование, то есть стратегия, позволяющая более или менее объективно предположить, где мы хотим оказаться через два дня, две недели и два года…


И каждая из этих задач требует стопроцентного погружения в процесс.


— Тогда конкретнее. Продление договора с «НТВ-Плюс» — вопрос номер один?


— Нет. Но это действительно важный вопрос. Договориться о том, как, на каких условиях будет показан российский футбол в следующих сезонах, нужно как можно раньше. Ключевой момент, принципиально важный для понимания того, как выстраивать работу дальше.


— Это нормально, что до конца сезона десять туров, а как будет дальше, не совсем понятно?


— Для России — нормально. Прошлые и ныне действующий договоры подписывались буквально «на флажке», в еще более сжатые сроки. Опыт играет на нашей стороне, поэтому решения ждем в ближайшее время.


— Вас лично какие сроки устроили бы?


— Если хотя бы за три месяца до начала сезона узнаем, как будем жить, — это будет достаточно комфортный режим.


— Сезон стартует, насколько известно, 19 июля. Стало быть, до середины апреля вопрос решится?


— Вот вы сами все и посчитали.


Смерть пиратам!


— Что именно является главным барьером, основной переговорной проблемой? Как всегда деньги?


— Барьеров нет вообще никаких. Идет выяснение условий, дискуссия о схеме взаимоотношений, поиск компромисса. Вполне конструктивный диалог: каждый со своей стороны делает максимум для того, чтобы переговорные позиции сблизились. Сумма контракта, конечно, тоже немаловажная часть дискуссии, но экономика страны находится в такой ситуации, что в некоторых своих желаниях приходится ужиматься. Мне кажется, это все достаточно ясно понимают…


— Клубы в том числе? Они готовы умерить аппетиты? Насколько известно, позиция клубов как раз в том и состоит, что с каждым годом они хотят получать от телевидения все больше и больше.


— Это нормальная экономическая модель: желания безграничны, возможности ограничены. Задача в том и состоит, чтобы желания и возможности совместились в оптимальной точке.


— Вы можете сейчас обозначить цифры, о которых идет речь?


— Нет, разумеется. Любые названные мной цифры могут обозначать всего лишь уровень наших пожеланий, и не больше. На недавнем заседании Совета директоров «Лиги-ТВ» этот вопрос достаточно детально обсуждался, и один из участников диспута сформулировал его так: «На что мы будем жить?». Я ответил: «Могу сказать, на что мы хотим жить».


Пока компромисс не достигнут, неправильно приводить цифры. Тем более что распределение денег по клубам — прерогатива РФПЛ. Мы отчитываемся только перед лигой.


— Для всего футбольного мира недосягаемым в этом смысле ориентиром является Англия с ее астрономическими телевизионными суммами. Нам в этом смысле куда ближе Турция, в которой сопоставимый по уровню чемпионат…


— Мы живем и работаем в России — со всеми вытекающими отсюда проблемами и преимуществами, — поэтому ориентиры, на которые у нас так любят ссылаться, — совершенно отвлеченные категории. Они не имеют к нашей реальности никакого отношения, и это нужно понимать.


Любой продукт стоит на рынке ровно столько, сколько за него готовы заплатить, что особенно верно в отношении нематериальных ценностей — например, медиа-прав. Футбол России за последние три сезона заработал на медиа-правах 105 миллионов долларов. Много это или мало, судить не возьмусь, но рынок сложился именно так. Канал «Наш футбол» существует три года. В первые месяцы работы он набрал аудиторию в 80 тысяч, а затем до конца сезона-2012/2013 рост был скачкообразным. В последующие годы прирост в абонентской базе составляет примерно шесть процентов в год. Этого для динамичного развития проекта явно недостаточно. Понятно, что помимо чисто субъективных причин, существуют объективные. Например, проблема пиратства…


— Пиратство бессмертно.


— Это заблуждение, но проблема действительно масштабная. Внедряя технологические схемы борьбы с пиратством, мы с нетерпением ждем, когда наступит 1 мая и вступят в силу поправки в так называемый «антипиратский закон», которые позволят, наряду с правообладателями прав на кино- и телефильмы, пресекать незаконное использования результатов интеллектуальной деятельности «Лига-ТВ». Но даже и в этом сценарии, когда «левые» трансляции станут недоступны, люди перестанут искать их в интернете и начнут платить за «Наш футбол», очень трудно прогнозировать динамику прироста. Опереться на какую-то реальную статистическую базу, к сожалению, невозможно.


Плати и смотри


— Шесть процентов — мало, сказали вы. Какую цифру можно назвать достойной?


— В первые три-пять лет канал, по моим представлениям, должен расти в динамике от 15 до 20 процентов. Если полагаться на исследования многоуважаемых компаний, которые анализируют состояние телевизионного рынка, болельщиков, то есть людей, реально заинтересованных футболом, в России около 12 миллионов человек. Это 6–8 миллионов домовладений. Вот целевая аудитория «Лиги-ТВ». В идеале все они могут стать подписчиками канала «Наш футбол».


— Чем больше футбола в открытом эфире — тем лучше чувствует себя население. С вашей же колокольни это препятствие для развития бизнеса. Где искать баланс?


— Мы должны четко понимать, какие преследуем цели, что нам нужно для развития канала.


Бесплатная модель распространения сигнала лимитирована дважды: количеством матчей, которые можно показать на федеральном канале, и объемом рекламы, которую можно продать внутри трансляций. Других моделей монетизации на открытых каналах не существует. Понятно, что ни один из федеральных каналов, каким бы желанием и возможностями он ни обладал, не предоставит футболу столько эфира, чтобы показать все 240 матчей чемпионата РФПЛ. Соответственно, ограничено и рекламное время. Платная же модель подразумевает минималистскую конструкцию «b2c», то есть «бизнес — клиенту», которая ограничена  востребованностью продукта и объемом аудитории. Только в режиме прямого общения с клиентом можно работать над качеством продукта и развивать бизнес.


На рынке есть лишь две компании, которые могут позволить себе купить трансляции чемпионата РФПЛ для показа в открытом доступе: НТВ в лице «Газпром-Медиа» и ВГТРК. Но в нынешних экономических условиях перед обоими холдингами стоит задача грамотно распорядиться ресурсами прежде всего в области своих приоритетов. Очевидно, что футбол приоритетом для них не является.


— А как же «социальная функция»?


— Как бы ни было велико ее значение, чемпионат РФПЛ в полном объеме не покажет в федеральном эфире никто и никогда.


— Но ведь объем — с учетом этой самой функции — может возрасти? Два матча в неделю, три — это является предметов переговоров?


— Для меня — нет. Единственное, о чем мы сейчас активно общаемся с «Газпром-Медиа», — возможность поменять тайм-слот. Перебраться с воскресных 13:30 на другой слот, более поздний. Возможно, даже на другой день.


Бразилия видит Россию


— А вдруг вы обо всем договоритесь, а вещатель раз — и получит в тот же день высокую просьбу об увеличении матчей в открытом доступе, в которой ну никак нельзя отказать. Возможен такой сценарий?


— В России возможно все. Но этот вариант мы сегодня не рассматриваем. Как руководитель компании «Лига-ТВ» я защищаю ее интересы, которые заключаются в том, чтобы сохранить оптимальную для развития бизнеса конструкцию.


— Но если он все же реализуется?


— Будем, значит, менять стратегию. Искать новые пути развития.


— Понимаю, что это совершенно не ваш вопрос, но все же… Наши дни, НТВ, Лига чемпионов, каналом как бы заявлен прямой эфир. Матчи начинаются в 22:45, а трансляции — спустя полчаса, потому что в сетку встроена какая-то программа. Совок? Или канал можно и нужно понять?


— Послушайте, во всем мире спорт — премиальный контент. Если вы за него платите, у вас есть полное право спрашивать, требовать, заявлять позицию. Если вы смотрите его бесплатно — будьте любезны подчиняться правилам, которые вам диктуют. Выбор будет сделан за вас.


— «Лига-ТВ» — прибыльный проект?


— Да. В рамках российской действительности — нормальный бизнес. «Лига-ТВ» зарабатывает больше, чем тратит. Но с учетом всех обстоятельств, включая общую экономическую ситуацию, единственный, по сути дела, рынок, который может обеспечить нам существенное увеличение доходов, — рынок зарубежных медиа-прав. Предложение, с которым мы на него на следующие три сезона вышли, значительно отличается от прежних: по качеству, по формату, по уровню обслуживания. Это не только сами трансляции, но и порядка 30 часов в неделю англоязычного материала: обзорные программы, хайлайты. Исходим из того, что чем ближе чемпионат мира-2018, тем больше российского контента будет востребовано за рубежом. Растущий уровень интереса позволяет ставить вопрос об увеличении стоимости прав.


— Кому именно мы так интересны?


— Дистрибуция ведется через международную компанию, которая сотрудничает с РФПЛ не первый год и обладает большим набором медиа-прав. Как правило, наш чемпионат пакетируется с каким-то другим спортивным событием и продается в большие телевизионные сети. Смотрят нас примерно в 30 странах на регулярной основе — где-то в прямом эфире, где-то в записи. И на Ближнем Востоке наш футбол транслируется, и в обеих Америках, и в Азии — охват достаточно большой. А максимальный интерес в тех странах, откуда больше всего легионеров.


— Можно, значит, представить, что Бразилия смотрит чемпионат РФПЛ не отрываясь.


— Смотрит. И неплохо, уверяю вас…





Михаил Гершкович: Если вы смотрите футбол бесплатно, выбор будет сделан за вас

Как операторы будут сражаться за 3G-абонента

Как операторы будут сражаться за 3G-абонента


Конкуренция на рынке мобильного интернет-доступа декларативно накаляется. По подсчетам экспертов, в 2014 году этот рынок вырос лишь на 25% в гривне – до 3,5 млрд грн. В 2015-м операторы надеются на более значительный рост за счет полномасштабного запуска 3G: сегодня средний доход с абонента (ARPU) в технологии передачи данных 3G почти в пять раз выше, чем в низкоскоростном 2.5G (GPRS)/2.75 G (EDGE).


Дело осталось за “малым” – на начальном этапе подключить к связи третьего поколения как минимум 15% своих абонентов и убедить их повысить свой средний чек.


Война маркетинговых бюджетов за новых абонентов уже стартовала. Однако рост доходов операторов будет зависеть и от того, смогут ли они предоставить обещанную высокоскоростную передачу данных (до 42 Мбит/с) и адекватные рыночным реалиям тарифы.


Расстановка сил


По данным установочного исследования, проведенного Factum Group  в феврале 2015 года, уже 26% регулярных* интернет-пользователей выходят в сеть через смартфоны, 9% – используя планшеты.




Источник: Factum Group. Выборка: репрезентативная населению Украины в возрасте 15 лет и старше; 4-ступенчатая, стохастическая на каждом этапе, N=2087. Без учета Крыма. Регулярные пользователи: те, которые на вопрос «Как часто пользуетесь Интернетом?», отвечают «Раз в месяц и чаще».


Пальму первенства на рынке мобильного интернета удерживают операторы «большой GSM-тройки», обслуживающие более 90% всех дата-абонентов. По данным рейтинга мобильного ШПД за 4-й квартал 2014 года Expert & Consulting, наибольший прирост абонбазы за прошедший год продемонстрировал «Астелит» (на 24,5% – до 5,28 млн абонентов). Позиции бессменного лидера рейтинга («Киевстар») немного пошатнулись. Его рыночная доля в мобильном ШПД снизилась за минувший год на 2,2% – до 45%. Лидером по оттоку клиентов стал «ТриМоб», абонбаза которого за год сократилась на 17,6% – до 397,7 тыс.


Динамика абонентских баз крупных операторов беспроводного интернета 



Источник: Expert & Consulting. *Без учета Крыма. В рейтинг не включены WiMax-операторы.


В прошлом году операторы сражались за абонента в основном за счет ценовых войн или их “видимости”. Телеком-эксперт Елена Минич: “Тарифы мобильного интернета, как правило, имеют следующе ключевые компоненты, которые варьируются операторами: 1) тип девайса, которым пользуется клиент: смартфон, планшет и/или компьютер; 2) объем трафика, включенного в пакет, или количество мегабайт, которые можно загрузить без снижения скорости (так называемого «шейпинга»); 3) временной интервал, за который можно воспользоваться этим объемом трафика; 4) тип подключения: препейд или контракт; 5) цена на эти комбинации. В прошлом году мобильные операторы конкурировали за счет увеличения объема трафика в пакете передачи данных, временным интервалом – тариф за день за 3 грн, например, и визуальное снижение цены. Визуальное  – для клиента анонсируют ниже цену, например, 33 гривны, но при этом объем трафика за эти деньги тоже существенно снижен, и составляет всего 300 Мбайт”.


Динамику своего продвижения пояснили и сами игроки:


Юрий Надич, ведущий специалист по услугам передачи данных «Киевстар»:



– 2014 год для Украины был самым тяжелым за весь период независимости. Тем не менее, мобильный интернет продолжил рост по основным показателям. Услугами мобильного интернета в 2014 году воспользовалось свыше 11 млн абонентов «Киевстар». За год объемы дата-трафика достигли 13,5 тыс. терабайт –  на 58%  больше чем в 2013 году. Рост потребления мобильного интернета обусловлен привлекательными ценовыми предложениями, высоким качеством связи и увеличением количества смартфонов в сети


Например, среди клиентов тарифного плана «Свободный смартфон» более 90% пользуются мобильным интернетом. «Киевстар» предложил пользователям мобильного интернета доступные и понятные тарифы (без скрытых платежей), премиальное качество сети и надежность мобильного интернета. Средняя скорость передачи данных по технологии EDGE в 4 квартале составила около 140 кбит/сек. Количество «умных телефонов» постоянно растет и на конец декабря 2014 года превысило 7 млн.


Пресс-служба «МТС Украина»:


– Основным фактором успешных финансовых результатов стала последовательная реализация стратегии 3D, ориентированной на услуги передачи данных. Проведена модернизация 50% сети, что позволило достичь рекордной на рынке скорости передачи данных – в среднем 150 Кбит/с. Сумма инвестиций в развитие сети за последние пять лет превысила 5,8 миллиардов гривен.


Пользование услугами передачи данных выросло на 100% в годовом исчислении. Это обусловлено улучшением качества услуг и привлекательной тарифной политикой. Доля интернет-пользователей среди всех новых абонентов компании в 2014 году составила рекордные 65%.


Рост трафика произошел не за счет абонентов, использующих большие объемы трафика, а благодаря большей интернет-активности обычных пользователей и значительному увеличению количества новых интернет-абонентов. Впервые в этом году передача данных вышла на первое место по доходам от дополнительных сервисов, составив более 36% в доходах от дополнительных услуг и потеснив традиционно наиболее доходные SMS-сервисы. Доходы от передачи данных выросли на 3,4% по сравнению с аналогичным показателем 2013 года.


Эрдал Яйла, главный исполнительный директор мобильного оператора life:):


– Несмотря на сложный 2014 год, количество потребителей услуги мобильного интернета от life:) увеличивается. По итогам прошлого года число абонентов, пользующихся мобильным интернетом на своих мобильных устройствах, составило более 5,28 млн. Мы по-прежнему наблюдаем рост числа «умных» устройств в сети life:) на годовой основе. По итогам года зафиксировано 3,7 млн абонентов, выбравших смартфоны для коммуникации, что на 50,5% превысило количество «умных трубок» на конец 2013 года. Уровень проникновения смартфонов в сети life:) по итогам 2014 года достиг 36% (+2 п., по сравнению с 2013 годом).


Владислав Ягджиев, технический директор PEOPLEnet:



– В 4 квартале в массовом сегменте PEOPLEnet запустил акцию «Праздничные мегабайты». По условиям акции, абонентам предоставлялся дополнительный бонусный пакетный трафик в самых популярных тарифных планах «Супер БЕЗЛИМИТ» и «БЕЗЛИМИТ на сутки». Большой спрос у абонентов на дополнительные услуги. По итогам квартала рост мобильного интернет-трафика – в 1,5 раза. PEOPLEnet — первый оператор, который внедрил платформу DPI (deep package inspection), позволяющую абонентам предоставлять безлимитный доступ в сеть и отменить помегабайтную тарификацию.


Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, PEOPLEnet предпринял целый комплекс мероприятий по усовершенствованию дистанционной формы обслуживания абонентов, что позволяет значительно экономить время и деньги абонента.


Аргументы для повышения ARPU в 2015-м


Общее число регулярных пользователей мобильного интернета в Украине за 2014 год увеличилось на 6% – почти до 25 млн (без учета Крыма), свидетельствуют данные Expert & Consulting. Однако пока почти 90% дата-абонентов (около 22 млн) «подключены» к низкоскоростным технологиям передачи данных – 2.5 G (GPRS) и 2.75G (EDGE). В лучшем случае они «заходят» в сеть на скорости 150 Кбит/с.


Вот за эти 22 млн нынешних и будущих обладателей устройств, поддерживающих 3G, уже начала разворачиваться основная борьба на рынке мобильного интернета. Сражаться есть за что: наименьший ARPU операторы получают от передачи данных по GPRS (в среднем около 10 грн по итогам года), тогда так ARPU в ныне продаваемой 3G – около 45 грн, рассказал InternetUA один из участников рынка на условиях анонимности.


Игроки рынка уже начали готовить почву для повышения среднего чека, запустив широкомасштабные рекламные кампании. Не под диктофон они признают, что ценовые войны им, мягко говоря, не выгодны. Особенно учитывая стремительно растущие расходы, включающие оплату 3G-лицензии, конверсии, построение сети.


Расходы операторов на рекламу суммарно по всем видам рекламных носителей


Источник: Zenithoptimedia. *Прайсовые цены, без скидок. ** За февраль 2015 года – данные только по расходам на ТВ


В подтексте рекламных и потребителям «намекается», почему за 3G-связь стоит платить больше. Основной аргумент – «летающая» скорость передачи данных (в идеале до 42 Мбит/c на сектор) и открывающиеся вместе с ней новые возможности (просмотр онлайн-видео, видео-звонки, онлайн-шопинг, масса мобильных приложений и т.п.).


Для какого числа абонентов важны эти «фишки» и сколько из них готовы платить за них больше, на эти вопросы игроки рынка обещали вскоре ответить InternetUA .


Наиболее выигрышные «технические» позиции для «переключения» абонентов в 3G у «Киевстар». В его сети в начале года было зарегистрировано почти 8 млн устройств с поддержкой 3G (на 23% больше, чем годом ранее), такие данные приводит пресс-служба оператора. Более половины 3G-гаджетов (4,242 млн) – смартфоны на базе операционной системы Android. Остальные устройства – смартфоны на других ОС, планшеты, USB-модемы, PC-карты, ноутбуки с модулем 3G, 3G Wi-Fi роутеры, «умные» часы и т.п. “Услуга 3G финансово и технически будет доступна для всех абонентов там, где будет покрытие. Ожидаемо, что ею в первую очередь воспользуются те, кто уже и так пользуется мобильным интернетом, а таких абонентов в сети «Киевстар» 11 миллионов”, – отметил директор по маркетингу «Киевстар»  Святослав Горбань.


«МТС Украина» свои последние данные почему-то не раскрывает. В августе 2014-го количество телефонов с поддержкой 3G в сети оператора составляло около 7 млн. Оператор life:) на конец прошлого года зафиксировал 3,7 млн абонентов с «умными» устройствами.


Однако благодаря скоростному «прянику» удастся перетянуть в 3G далеко не всех абонентов. Поэтому эксперты не исключают использование «кнута» – поднятие цен на 2G. Мы уже писали, что, по мнению экспертов, с обвалом гривны индексация тарифов неизбежна. Операторы уже начали потихоньку повышать цены на некоторые «старые» тарифы. Так, 17 марта «Киевстар» внес изменения тарифный план «Свободный Киевстар». Теперь стоимость пакета из 200 минут для звонков в сети составит 1,49 грн (ранее — 1,05 грн). Также недавно стоимость звонков на номера фиксированной связи и других мобильных операторов в пакете «Просто дешевле» от life) возросла с 21 до 39 копеек за минуту.


За ценой не постоим 


Рост доходов операторов будет зависеть от того, смогут ли они выставить адекватные рыночным реалиям тарифы. В этом и кроется главная проблема. С одной стороны, для приемлемой на этом рынке семилетней окупаемости инвестиций ARPU должен составлять не менее  5 долларов. С другой стороны, вряд ли многие абоненты готовы столько платить за более высокую скорость.


Недавно президент «Киевстар» Петр Чернышов, отвечая на вопрос журналистов, сколько будет стоить 3G для украинцев, привел в пример соседние страны – Молдову и Польшу, где абоненты платят в среднем 6 долларов: «Если бы у нас ARPU было бы $6, как у соседей, я был бы счастлив». Новость тут же растиражировали многие СМИ, предположив, что 3G украинцам обойдется в 150-250 грн.


«МТС Украина» не упустила случая потроллить коллегу по рынку и прорекламировать свои «правильные» тарифы. В первых строках сообщения пресс-службы оператора подчеркивалось: «Просторами онлайн-змі розносяться чутки про те, що 3G для абонентів обійдеться в + 100-150 грн до рахунку, а то й усі 250. Офійійно повідомляємо, що абонентам “МТС Україна” безліміт на 3G інтернет обійдеться мінімум в 50 грн». А про “Максимум” – мол, догадывайтесь…


Оператор еще в феврале запустил тариф «Ultra VIP 3G» на базе национального роуминга с «ТриМобом». Его стоимость (949 грн в месяц), видимо, не привлекла ожидаемого количества абонентов. 13 марта компания выставила новые, как минимум в 10 раз пониженные тарифные планы: «Смартфон 0,25» – 50 грн в месяц, «Смартфон 0,50» – 90 грн, «Смартфон» – 90 грн и «Планшет» – 70 грн.


Олег Решетин, директор по маркетингу «МТС Украина»:


- Мы рады, что можем предложить нашим абонентам первыми ощутить преимущества 3G. Абоненты самых доступных интернет-тарифов «МТС Украина» уже сейчас получат двадцатикратное ускорение мобильного интернета в своих смартфонах. Мы ориентированы на то, чтобы услуги на основе 3G стали массовыми, поэтому сделали 3G-тарифы максимально доступными – мобильный интернет на 3G-скорости будет стоить всего от 1,7 гривен в день.


Рост потребления и доходов от передачи данных в прошедшем году даже на 2G-сетях, а также высокий нереализованный спрос на 3G-услуги в Украине, позволяет рассчитывать на стремительный рост потребления мобильного интернета, увеличение доходов от передачи данных, а также их доли в общей структуре доходов.


Основные тарифы операторов, включающие услуги мобильного интернета:


 


Источник: данные компаний. ** Не включает плату за некоторые из других услуг (SMS, звонки в сети, в другие сети, за рубеж и т.п), которые отдельно тарифицируются


В пресс-службе “МТС Украина” заявили, что после запуска компанией собственной 3G-сети ценовая политика не изменится. Теперь «Киевстар» и «Астелит» остается применять более изощренные маркетинговые ходы для увеличения ARPU. О том, на чем операторы станут акциентировать внимание абонента, и как в целом будет развиваться конкурентная борьба в дальнейшем, InternetUA рассказала советник Министра экономического развития и торговли Украины, эксперт группы РПР по 3G Елена Минич.



- На какой рост доходов от мобильного интернета может рассчитывать «большая тройка» операторов при условии удачного запуска 3G? 


– За счет внедрения 3G ожидается прирост рынка  мобильного интернета и прирост доходов в этой категории от 30% до 40%.


И это не за счет увеличения тарифов, а за счет увеличения доли услуг передачи данных в чеке клиента за мобильные услуги. 


- Какой процент от своих абонбаз операторам важно привлечь в 3G первый год запуска услуги?


– В социологии считается, что услуга становиться массовой, если она преодолевает 15% барьер проникновения. Поэтому для любого бизнеса это заветная цифра, после которой можно сказать, что будущий рост состоится. Услуга 3G не является исключением.


- На Ваш взгляд, какими аргументами операторы смогут убедить абонентов платить больше за 3G, чем за GPRS и EDGE?


– Скорость, комфорт пользования, новые мобильные приложения и цена за 1 Мбайт загруженной информации в разы дешевле, чем GPRS и EDGE. Слоган: «За те же деньги можно получить в разы больше».


Продолжаться ли на рынке ценовые войны? Рискнет ли «Киевстар» или «Астелит» понизить  недавно озвученную МТС планку в 50 грн?


– На нашем рынке есть вопиющий диссонанс – зарабатываем мы как недоразвитые страны, а платим за услуги мобильной связи и ШПД интернета как САМЫЕ развитые страны Европы. Соотношение цен должно соответствовать текущему экономическому развитию страны, иначе такой дисбаланс приводит к разрушению ценности данного продукта и разрушению отрасли как таковой.


Ниже в инфографике приведено сравнение ценовых пакетов на мобильный интернет для тарифов с телефонами/смартфонами и для РС/планшетов, и разделены на препейд и контракт. Цены приведены к паритету покупательной способности (для Украины это порядка 15 долларов). В развивающихся странах, к которым по факту относится Украина, цена выше, чем в развитых странах. А у нас с точностью до наоборот.



Самый простой способ – включить 3G для всех абонентов сразу, и не менять цены на тарифы GPRS и EDGE за 1МБайт. Знаете, что произойдет? С хорошей скоростью, которую даст 3G, клиент закачает сотни мегабайт и не заметит, как деньги на счету быстро закончатся. Абонент сам согласится заплатить 100-200 грн и иметь контролированный доступ весь месяц.


Вывод – тарифы на новые 3G услуги дешевле, чем на GPRS и EDGE. Только вот клиент будет этих мегабайтов теперь больше потреблять, так как скорость увеличилась, и соответственно, СРЕДНИЙ СЧЕТ может быть больше.


Но как видно на примере тарифов МТС, пока что предложенные пакеты услуг не отличаются от предыдущих по цене за месяц и дешевле из расчета за 1 Мбайт.


- Компании не раскрывают маркетинговые бюджеты на запуск 3G. На Ваш взгляд, какие суммы нужно вложить в продвижение в этом году, чтобы достучаться до абонента?


– Ориентировочная стоимость стандартной компании на 1 месяц – около 500-600 тысяч долларов. На 3 месяца, соответственно, может быть около 1,5 миллионов долларов.


- Можно ли прогнозировать, что в скором времени доля голосовых услуг в доходах существенно снизится? Какую долю ориентировочно занимает передача данных у европейских операторов?


– Да, к этому все идет. Произойдет и у нас. И даже голосовые услуги будут идти по Skype, Viber или FaceTime, то есть через каналы передачи данных.


Сейчас доля услуг передачи данных в Украине составляют только около 9% от общих доходов операторов, в то время как в ЕС уже в 2003-2004 году доходы от передачи данных составляли 15-18%. Сейчас уже приближаются к 40% в год. Динамика связана именно с постепенным ростом проникновения смартфонов и планшетов, а также постепенным наращиванием покрытия.




Как операторы будут сражаться за 3G-абонента

Карта покрытия 3G в Украине


Фотография любезно предоставлена сервисом depositphotos.com


Несмотря на то, что 3G в Украине якобы еще нет, и большая тройка операторов вовсю готовится к развертыванию своих 3G-сетей в стандарте UMTS (WCDMA 2100). Но вообще-то 3G в стране уже давно есть. Во-первых, есть CDMA-операторы. Есть процветающий и хорошо себя чувствующий Интертелеком из Одессы, запустивший CDMA2000 1x EV-DO rev.B. Есть хотя и дышащий на ладан в рамках группы Приват оператор people.net, который c большой помпой запускался в 2007 году, да так и не взлетел. Есть сеть стандарте CDMA 450, которую развернула МТС и относительно успешно ее эксплуатирует с услугой «МТС Коннект». Наконец, есть оператор уже несколько лет предоставляющий услуги «того самого 3G»: Тримоб (он же Utel, он же Ого! Мобильный). В его сети можно воспользоваться роумингом и получить 3G, который и предлагают уже сейчас Киевстар и МТС. Посмотрим же покрытие всего этого «счастья».


Карта покрытия 3G Интертелекома


Объективно Интертелеком на сегодняшний день имеет лучшую 3G-сеть в масштабах страны. Мы даже как-то делалинебольшое исследование скорости передачи данных в разных локациях Киева и окрестностей и результаты, а также реально доступная скорость по технологии Rev B выглядела вполне достойно. Ну, и карта покрытия говорит сама за себя. До сегодняшнего года телефон или модем (а иногда и роутер) Интертелекома был лучшим решением для всех, кто много перемещался по стране и нуждался в высокоскоростном интернете.



Карта покрытия 3G people.net


История этого оператора полна трудовых подвигов и бизнес-падений. Пафосный старт с не очень понятным массовому потребителю позиционированием (хуже и пафоснее на моей памяти был только старт Freshtel), яркий и непродолжительный период горения и длительная горькая история разочарований и затухания, продолжающася по сей день. Привлекательности оператору может добавить то, что подключиться можно в любом отделении Приватбанка, которых по стране как грибов после дождя. В остальном мне неизвестны какие-то успешные истории его использования, хотя они наверняка есть. Карта покрытия ограничивается областными центрами.



Карта покрытия 3G Тримоб


Еще одна грустная и многострадальная история государственного оператора, о которой можно было слагать былины. Ставший заложником политических страстей самого высокого калибра, этот оператор сменил три названия и был разменной пешкой в Большой Политической игре. По сути, развитие сети остановилось на самой первой фазе, на оборудовании Nokia, купленном еще Ющенко во время его официального визита в Финляндию. Пусть вас не вводит в заблуждение красный цвет карты с сайта оператора. Это цвет роуминга, то есть в этих местах нет никакого 3G, а используется EDGE другого оператора (в настоящее время это МТС, раньше был Киевстар). Цвет настоящего покрытия сети 3G — зеленый.



Карта покрытия 3G МТС Коннект


Компания МТС вовремя подсуетилась с частотами в 450 МГц, на которых развернула сеть CDMA 450 и стала предоставлять «материнскую» услугу МТС Коннект. Фактически, речь идет только о передаче данных, голосовой связи в этих услугах нет. Поэтому они предоставляются с модемами и роутерами. Для использования с ноутбуками. Карта покрытия охватывает все областные центры, местами даже предлагается Rev B. Фактически, эта услуга вытеснила из корпоративного сектора менее гибкий и лишенный всякого финансирования для развития people.net.



Карта покрытия 3G МТС


В популистской гонке операторов, возникшей в результате  открытой продажи государством лицензий на 3G, МТС сделала временный ход конем и предлагает услуги 3G уже сейчас. На самом деле речь идет о роуминге с Тримобом. Соответственно, карта покрытия нынешней сети 3G МТС выглядит точной копией карты покрытия Тримоб. Иначе и быть не может, поскольку используются одни и те же базовые станции и ресурсы одной и той же сети.



Карта покрытия 3G Киевстар


Еще проще поступил Киевстар в аналогичной ситуации. Оператор точно также предлагает уже сегодня услуги 3G своим абонентам, но речь идет о все том же роуминге Тримоб. Причем на сайте Киевстара решили вообще не заморачиваться с картой покрытия (все равно мера временная) и тупо в пункте «карта покрытия» дали ссылку на сайт Тримоб.



Карта покрытия 3G life:)


Наконец, карта покрытия оператора life:) выглядит скорее как смайлик с его логотипа. Не то, чтобы нас расстраивало остутствие даже видимости 3G у этого оператора — на самом деле ему действительно нет смысла тратить ресурсы на временную меру с роумингом Тримоба. Но, согласитесь, все эти рекламные ходы с лозунгами первенства выглядят на фоне остальных операторов, имеющих реальные услуги 3G, чистой воды шапкозакидательством. Так что карта покрытия 3G у life:) пока выглядит так:





Карта покрытия 3G в Украине

Украинские провайдеры заинтересованы в развитии рынка легального контента

В телеком-сообществе “кипит” работа над проектом Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты авторского права и смежных прав в сети Интернет».


В начале марта в Министерстве экономического развития и торговли было представлено два варианта Концепции механизмов защиты прав на объекты авторского и смежных прав в сети Интернет (далее Концепции), над которыми совместно работали представители Интернет ассоциации Украины, Минэкономразвития и Госслужбы интеллектуальной собственности (ГСИС).




Полностью ознакомиться с документами можно здесь.


Напомним, что первый вариант Закона Украины об авторских и смежных правах в сети Интернет, разработанный ГСИС, был отклонен телеком-общественностью как несущий угрозу свободе слова и противоречащий Конституции Украины.


В течение февраля 2015-го при Минэкономразвития было проведено несколько круглых столов по выработке оптимальной модели защиты авторского права и смежных прав в сети Интернет. Для основательной дискуссии по данной проблематике была создана рабочая группа из представителей правообладателей и провайдеров. Предполагалось, что после разработки согласованной Концепции, ее положения будут использованы в проекте Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты авторского права и смежных прав в сети Интернет».


Однако сторонам не удалось договориться по отдельным вопросам, в результате было представлено два варианта Концепции. Один из них можно условно назвать Концепцией правообладателей, другой – Концепцией провайдеров.


Пока юристы ГСИС анализируют представленные Концепции, чтобы в ближайшее время решить, какие положения из них совпадают и могут быть использованы при доработке проекта Закона.


Подогревает ситуацию и то, что Украина вновь была упомянута в отчете по пиратству для Торгового представительства США, подготовленном Международным альянсом интеллектуальной собственности (International Intellectual Property Alliance – IIPA).


Напомним, что в мае 2013 года Торговое представительство США включило Украину в список самых злостных пиратов и инициировало расследование, как против пирата номер один в мире. Основным поводом стало то, что в стране большое количество организаций, которые собирают роялти, но американские лейблы деньги не получают.


В марте 2014 года американское правительство завершило расследование по Украине, фокусом которого было установление нанесенного экономического ущерба правообладателям. Но в связи с усугублением политической ситуации в стране решено было не применять никаких санкций.


Чтобы как-то улучшить ситуацию на рынке легального контента, стороны пытаются найти компромисс. Провайдеры и крупные телеком-игроки не раз высказывали мнение о том, что максимально заинтересованы в развитии этого рынка, причина – возможность зарабатывать на контенте. Кроме того, они тоже страдают от нелегального использования своих сетей и программного обеспечения, в том числе и производителями аудиовизуального контента.


InternetUA поинтересовался у экспертов, что на самом деле мешает процессу.


Татьяна Попова, глава Правления Интернет Ассоциации Украины:


- На протяжении последнего месяца ИнАУ работала с Минэкономики и Госслужбой по вопросам интеллектуальной собственности. Рассматривали вопросы, связанные с защитой авторских и смежных прав в сети Интернет. Было проведено более десяти совещаний: три из них в Минэкономики и несколько рабочих встреч с представителями правообладателей в офисе ИнАУ.


Чего удалось достичь:


– старый вариант законопроекта, который был размещен на сайте Госслужбы «забыт»;


– найдены точки соприкосновения с правообладателями и значительно сокращен перечень разногласий с ними по многим ключевым вопросам;


– появилось понимание неэффективности и невозможности блокирования/удаления всего, что находится вне юрисдикции Украины, в том числе и представителями госорганов.


На первом же совещании в Минэкономики было предложено всем участникам, кроме представителей государства, создать рабочую группу и подготовить Концепцию, на основании которой будет написан новый проект изменений в законодательство.


К сожалению, несмотря на многочасовую и достаточно продуктивную совместную работу нам не удалось достичь полного компромисса по всем вопросам с некоторыми представителями правообладателей. В результате в Минэкономики было презентовано два варианта Концепции.


Сейчас главная проблема заключается в том, что правообладатели не готовы финансировать защиту собственных прав, но хотят получать за них деньги. А так не бывает.


Артем Афян, управляющий партнер АО “Юскутум”:


- Провайдеры и правообладатели уже много лет не могут договориться. В начале марта в Минэкономики впервые они заговорили на одном языке. Хотя сегодня мы и имеем две Концепции изменения законодательства, прогресс в переговорах очевиден. Трудности в понимании друг друга возникли из-за полярности их требований. Правообладатели хотят иметь возможность максимально быстро закрывать любой интернет-сайт, на котором лежит «пиратский» контент; провайдеры же не хотят сотрудничать с правообладателями в удалении контента, сохранив тем самым собственную «технологическую нейтральность». Первая концепция была разработана правообладателями при участии представителей провайдеров. Она предусматривает применение в Украине принципов, заложенных в Digital Millennium Copyright Act (DMCA): легализация процедуры Takedown Notice, Safe Harbor и пр. Другими словами, все интернет сайты в Украине должны работать как YouTube, в ином случае, правообладатель сможет закрыть ресурс или же убрать контент в судебном порядке. Причем, участие провайдеров в разработке Концепции помогло избавить ее от создания бессмысленного, но сурового монстра – “Укркомнадзора”. Сторону провайдеров сейчас не устраивает, что Концепция направлена только на защиту правообладателей и не рассматривает самих провайдеров как равных с ними игроков. Поэтому в своей Концепции провайдеры предусмотрели, что правообладатели должны платить за контент, который циркулирует в их сетях. Задача Государственной службы интеллектуальной собственности сейчас заключается в том, чтобы из этих двух концепций сделать проект закона. Причем, как вы понимаете, проект закона должен удовлетворять обе негодующие стороны.


Что касается Соглашения об Ассоциации с ЕС, то этот документ слишком часто используется для манипуляций. Соглашение закладывает основные принципы, которые должны быть отражены в законодательстве. Защите интеллектуальной собственности посвящены статья 232-249 Соглашения. Их основное внимание уделено судебным процедурам и принципам ответственности сторон. Согласно ст.249 Украине дается 18 месяцев на имплементацию обязательств. Но в обязательствах нет конкретной процедуры DMCA. Не стоит забывать, что это – закон США. И именно США были основным инициатором введения дополнительных внесудебных процедур защиты прав в Интернете. Границы ответственности провайдеров и принцип технологической нейтральности отражены в Соглашении. Но разногласия нынешних концепций находятся за пределами этих вопросов.


Наталья Клитная, вице-президент Ассоциации поставщиков и правообладателей контента:


- Очень жаль, что длительное сотрудничество между правообладателями и операторами телекоммуникаций не увенчалось успехом и созданием единой Концепции законопроекта. Две Концепции одного закона – это две разные точки зрения на одну проблему. Однако данная работа является шагом вперед – обе стороны признали существование проблемы и необходимость ее урегулирования.

Операторы часто сравнивают свою работу с почтальоном, который не может нести ответственность за содержание почты. Правообладатели, в свою очередь, настаивают на том, что если придерживаться подобной аллегории, количество писем и доставок у почтальона определяют его доход, а содержание конвертов сомнительно и подлежит ревизии. Налицо конфликт интересов, который придется урегулировать государству, как независимому «арбитру».

Возможно, использование и обращение разработчиков к чисто «техническому» Закону Украины «О телекоммуникациях» не является универсальным рецептом, ведущим к взаимопониманию. Мы бы предложили обратиться к Директиве ЕС об аудиовизуальных медиауслугах и рассматривать защиту объектов авторского права и смежных прав не в сети Интернет, а в сфере предоставления аудиовизуальных услуг, независимо от использования технологии. В свете имплементации европейских стандартов в украинскую медиа-среду Директива является частью нашего законодательства и охватывает, в том числе, регулирование нелинейных медиауслуг.


Александр Ольшанский, президент компании Imena.ua:


- В вопросе выработки единой Концепции по вопросу авторских прав в Интернете есть несколько проблем. Одна из них, на мой взгляд, заключается в том, что позиция ИнАУ более консолидированная, они могут выступать стороной переговоров. Но помимо нее нет масштабных организаций. А у тех, которые есть, не совсем понятная структура принятия решений, соответственно они такой стороной выступать не могут. Тяжело прийти к консенсусу, поскольку получается, что нужно собрать много сторон для того, чтобы провести переговоры. Вторая проблема в том, что правообладатели разделены на несколько групп. Часть из них как-то пытается вписаться в современный мир, построить бизнес и воспринимать провайдеров как партнеров по бизнесу, выработать с ними деловые отношения. А есть часть, у которых позиция такова: вот у нас есть права, и теперь нам все должны. То есть мы не пускаем пиратов, пусть государство их судит, провайдеры блокируют. Пусть все что-то делают и сами к нам прийдут за нашими правами. А такая позиция “слабодоговороспособная”. Всегда можно упереться и сказать, что у нас права, а все остальные – нарушители закона. Но эта позиция не способствует построению цивилизованного рынка.


Остается надеяться, что правообладатели и провайдеры смогут пойти на компромисс для выработки единой позиции по вопросу защиты авторских и смежных прав в сети Интернет. А Госслужба интеллектуальной собственности проявит мудрость, использовав в новом документе только лучшие предложения. Но самое главное, чтобы совместные усилия всех сторон привели к созданию такого Закона об авторских правах, который удовлетворит не только рынок, а и пользователей, которые готовы платить за качественный контент в сети.




Украинские провайдеры заинтересованы в развитии рынка легального контента