суббота, 28 марта 2015 г.

Андрей Калиновский: "Протон" будет еще 10 лет успешно конкурировать на международном рынке



© Михаил Джапаридзе/ТАСС


Российская ракета “Протон”, несмотря на свой солидный “рабочий стаж”, будет успешно конкурировать на международном рынке пусковых услуг в течение еще 10 лет, пока ее не сменит новый носитель “Ангара”. Уверенность в этом выразил в эксклюзивном интервью ТАСС руководитель Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени М.В.Хруничева Андрей Калиновский. 16-19 марта он принимал участие в крупной международной конференции по спутникам в столице США. Калиновский, руководивший ранее “Гражданскими самолетами Сухого”, возглавил Центр имени Хруничева в августе 2014 года.


- Что показала конференция по спутникам в Вашингтоне с точки зрения ситуации на международном рынке космических пусковых услуг?


– Конференция подтвердила те тренды, которые наблюдаются на рынке пусковых услуг в последние годы: конкуренция растет, появляются новые игроки, объединяются компании. Объединились, например, “Эйрбас” и “Снекма” в целях создания новой, более дешевой, экономичной ракеты-носителя. Все это показывает, что конкуренция усиливается. Появилась японская ракета-носитель. На рынке пусковых услуг присутствуют Китай и Индия. Если 10 лет назад мы с американцами были монополистами, то сейчас ситуация обостряется.



С другой стороны, наблюдается общая тенденция к уменьшению массы спутников. Появились новые электрические двигатели, которые значительно снижают вес космических аппаратов. Для их вывода на орбиту требуются ракеты меньшего класса или парные пуски, что сокращает затраты заказчиков. Конференция еще раз подтвердила эти общие направления, которые сформировались на рынке.


- Центр имени Хруничева готов к этим вызовам, готов работать в новых условиях?


– Компетенции, знаний, квалификации наших сотрудников хватает для того, чтобы сформировать новые предложения и остаться на рынке коммерческих услуг. И не просто сформировать предложения, но и обеспечить их теми преобразованиями, которые наметились внутри нашего предприятия. Они как раз направлены на повышение эффективности и качества для того, чтобы мы могли предложить нашим потенциальным заказчикам новые условия.


- Ракета-носитель “Протон” по-прежнему будет конкурентоспособна на рынке пусковых услуг в этих новых условиях?


– “Протон” остается конкурентоспособным. За плечами у нас более 400 пусков в течение 50 лет эксплуатации этой ракеты-носителя. Ее конструкция абсолютно надежна, а вопросом более эффективной организации производства мы сейчас занимаемся в рамках реорганизации и реформирования Центра имени Хруничева, повышения эффективности производства и производительности труда. Это позволит нам сделать эту машину еще более конкурентоспособной. Думаю, что до 2025 года она будет успешно конкурировать на международном рынке.


- Вами была разработана программа повышения эффективности и качества производства на предприятиях Центра имени Хруничева. Какие инвестиции в развитие компании предусмотрены этой программой?


– Программа была согласована и утверждена Правительством РФ в конце прошлого года. Она рассчитана до 2025 года. Инвестиции в развитие Центра имени Хруничева будут осуществляться по федеральной космической программе на 2016-2025 годы, которая должна быть принята в этом году. Если говорить о конкретных суммах, то могу подтвердить, что это десятки миллиардов рублей. Окончательно цифры будут определены после защиты ФКП на заседании правительства.



- Ранее называлась сумма 56 млрд рублей.


– Совершенно верно. Это была первоначально заложенная нами сумма. Но многое будет зависеть от конкретных программ.


- Ваша компания уже заключила соглашение с Внешэкономбанком о предоставлении кредита на 37 млрд рублей?


– Да, такое соглашение уже подписано. Кредит будет предоставлен со сроком погашения до 2025 года.


- Предусматривается ли субсидирование правительством процентной ставки по этому кредиту?


– Мы сейчас занимаемся этим вопросом.


- Как будут использоваться эти средства?


– В основном кредит от ВЭБа пойдет на выполнение наших финансовых обязательств перед поставщиками, которые возникли за последние годы. К сожалению, это большие обязательства.



- Кредит будет погашаться за счет средств, заработанных Центром имени Хруничева?


– Это основной источник.


- Зарабатывать эти средства предстоит, в частности, за счет коммерческих пусков, которыми занимается ваше дочернее предприятие “Интернэшнл лонч сервисез” (ИЛС). В прошлом году оно осуществило лишь два пуска “Протонов”. Как вы оцениваете его деятельность, она вас удовлетворяет?


– Следует признать, что в последние годы у нас были проблемы с исполнением контрактных обязательств по качеству продукции и по срокам. То есть, мы были не самыми лучшими партнерами для наших заказчиков. Поэтому ситуация с ИЛС зеркально отражает то, что сложилось внутри Центра имени Хруничева. Но мы не сидим сложа руки. Мы меняем нашу маркетинговую политику, меняем политику продаж. Стараемся не занимать выжидательную позицию, а сделать ее более агрессивной. Мы пересмотрели спектр услуг, которые предоставляем нашим заказчикам, и объем этих услуг.


- ИЛС планирует осуществить в этом году 5-6 коммерческих пусков. А есть ли у вас уже заказы на следующие годы?


– Уже есть контракты на три пуска в 2016 году и на два пуска – в 2017-м. Продолжаются переговоры еще по нескольким заказам.



- В чем заключается программа повышения качества в Центре имени Хруничева? Эта проблема стояла очень остро, в том числе в связи с неудачным запуском “Протона” в прошлом году.


– Есть вопросы качества, которые необходимо решать в краткосрочной перспективе, а есть такие, которые нужно решать с долгосрочным прицелом. Сегодня на предприятии существуют неплохие стандарты, которые позволяют выпускать качественную продукцию. Качество – это в первую очередь дисциплина, то есть следование технологическим процессам, регламентам и т.д. Когда у вас есть дисциплина на всех этапах производства, тогда будет обеспечено качество.


На каком-то этапе был потерян контроль. Наверное, для этого было много факторов. Произошел отток квалифицированного персонала, в том числе из-за того, что зарплаты в компании были не самые высокие. А притока и закрепления новых кадров не было. Не исключено также, что злую шутку сыграло доминирование “Протона” на рынке. Поэтому первоочередная наша задача – установить технологическую дисциплину.


Следует также внедрять современные технологии в области качества, которые не стоят на месте. Сокращаются вариативность процесса и влияние человеческого фактора. Эти технологии широко применяются в авиации, и мы пытаемся распространить их на космическую отрасль.


Одним из элементов повышения качества является перевод носителя в цифру, и мы этим активно занимаемся. На это уйдет два-три года, но когда мы это сделаем, для нас откроются огромные перспективы по использованию современных средств измерения. Мы сможем, например, применять лазерные трекеры. Это позволит делать измерения не по шаблону, как сейчас, а с помощью электронных средств – с точностью до микронов.



- Удалось ли за последний год привлечь на работу в компанию новых специалистов? Если да, то за счет чего?


– Пока мы коренным образом еще не изменили ситуацию, и наивно полагать, что это можно сделать за несколько месяцев. Но мы предпринимаем беспрецедентные шаги для того, чтобы резко изменить и уровень заработной платы, и всю систему мотивации персонала. Для этого мы широко привлекаем и общественные организации, которые у нас есть, и профсоюз, и совет молодежи, делегируем им большие полномочия в части работы с персоналом.


Сейчас у нас идет процесс дифференциации зарплаты, и мы направляем наши усилия на то, чтобы дать возможность зарабатывать больше тем, кто может и хочет это делать. Тем самым мы инвестируем деньги в людей, у которых есть желание стать специалистами высокого класса. Наша задача сейчас – не просто поднять зарплату в два-три раза, а создать условия, которые позволят людям самореализоваться через работу в космической отрасли.


- Предполагается, что новый носитель “Ангара” выйдет на коммерческий рынок к 2021 году, а к 2025-му заменит “Протон”? Что в связи с этим произойдет с московскими предприятиями Центра имени Хруничева, которые выпускают “Протоны”?


– Во-первых, в Москве у нас вместо одного большого завода будет три предприятия, которые будут работать как на проект “Ангара”, так и по “Протону”. Мы делаем заводы разгонных блоков, головных обтекателей и пневмогидросистем для обеих программ. Судьба этих заводов ясна. Остается еще вопрос о сборочном цехе “Протонов”, но я думаю, что он станет базовой площадкой для создания ракеты, которая в будущем придет на смену “Ангаре”. Об этом думаем уже сейчас, и у нас есть планы и идеи по поводу того, каким образом нам следует дальше развиваться.



- Вы говорили, что активно прорабатываете возможность запуска в 2016 году тяжелой версии “Ангары” с настоящим спутником? Это будет запуск военного аппарата по правительственному заказу?


– Нет, речь идет о невоенном аппарате. Это будет второй пуск тяжелой “Ангары” с космодрома Плесецк в Архангельской области, и сейчас продолжается процесс согласования большого количества сложных технических вопросов.


- Каковы перспективы использования легкой и средней версий “Ангары”?


– Мы будем готовы начать производство легкой “Ангары” к 2017 году, и дальше надо будет определяться с заказчиками. Что касается средней версии, то сейчас обсуждаем, что будем запускать.


- Планы акционирования Центра имени Хруничева остаются в силе?


– Да, это должно быть сделано до конца нынешнего года. С 1 января 2016 года мы станем полноценным акционерным обществом.


Беседовал Иван Лебедев (Вашингтон, ТАСС)




Андрей Калиновский: "Протон" будет еще 10 лет успешно конкурировать на международном рынке

Комментариев нет:

Отправить комментарий