Сергей Сычёв

Вы прославили родной Йоханнесбург на весь мир. Этот город действительно таков, каким вы его показываете?



Нил Бломкамп

Зависит от того, с кем вы будете о нем говорить. Например, в ЮАР большинство думает, что я слишком огрубляю и извращаю образ Йоханнесбурга. Им он не кажется настолько жестоким. Не знаю, кто из нас прав, но если вы возьмёте газеты и почитаете новости из Йоханнесбурга, то это просто «Судья Дредд» сплошной! Или сериал про гангстеров. С другой стороны, ты можешь всю жизнь прожить в этом городе и ни разу не столкнуться с криминалом. Мой папа, например, так живёт. Но я считаю, что изображаю подлинный Йоханнесбург. Я ничего не придумываю специально. Но я прекрасно понимаю тех, кто считает, что я изображаю больше насилия, чем есть в реальности.



Сергей Сычёв

У вас ещё и некоторые люди играют самих себя, как Ниндзя и его подружка. Следовательно, в сторону документального кино движетесь?



Нил Бломкамп

Мне нравится стирать грани между действительностью и фантазией. Здорово, когда ты не знаешь, откуда на тебя хлынет жизнь. Что касается Ниндзя и его подружки, то они очень известны в ЮАР и за её пределами. Они основали группу Die Antwoord, где они читают рэп. Это было где-то лет пять назад. Я их с тех пор и слушаю, потому что их песни – на темы, которые меня сильно интересуют. И они мои соотечественники. И музыка их мне нравится. Когда я придумывал «Чаппи», то вообразил себе ситуацию, в которой наступил 2017 год, музыкальная карьера ребят закончилась, и им пришлось встать на преступный путь. Выживать же надо. Они с удовольствием сыграли в эту игру.


Видеоклип группы Die Antwoord Baby’s on Fire



Сергей Сычёв

В сравнении с предыдущими фильмами этот – более лиричный, сентиментальный. Вы изменились?



Нил Бломкамп

Знаете, лично я считаю, что мир – это очень жестокое место. Здесь много всякого дерьма творится. Когда в нём появляется новая жизнь, человека или животного, их сознание наполнено только добрыми намерениями. От них зависит, выживут они или умрут, и способ, которым они это сделают. Чтобы фильм был честен, нужно было придумать такое существо, которое начинает жизнь в нашем мире с нуля. Это и вносит сентиментальность.



Сергей Сычёв

В фильме есть и библейские мотивы – распятие, воскресение. То есть, это религиозный месседж?



Нил Бломкамп

Я счастлив, что вы заметили это, но я не добивался этого сознательно. Меня нельзя назвать верующим. Но есть темы, которые всегда были важны для человечества. И для меня тоже.


Трейлер фильма «Робот по имени Чаппи»






Сергей Сычёв

Вы интересно решаете вопрос о роботах, поставленный ещё Чапеком. Ведь он понял, что роботы с сознанием обязательно должны прийти к выводу, что люди на этой планете лишние. Их логичнее истребить. Вы же заставляете Чаппи почувствовать себя умирающим, чтобы он не отверг людей. Это единственный выход?



Нил Бломкамп

Существует огромный дискурс, посвящённый роботам и проблемам искусственного интеллекта. Кубрик, Кэмерон… Стивен Хокинг постоянно размышляет о неизбежном вымирании человечества. Может быть, они и правы, но я считаю всё-таки иначе. В мире настоящего искусственного интеллекта инженерам безумно сложно понять, как поместить в электронные мозги представления об этике и морали. Как заставить машин вести себя, как люди? С другой стороны, не менее сложно заставить машины думать о войне и преступлениях. Если вы задумаетесь о том, почему мы убиваем и воюем, то увидите, что тут чисто биологические причины. То же, что у любой гориллы или кошки. Мы просто чуть изворотливее. Но в случае с машинами иначе. В них не заложены те рычаги, которые заставили бы их вести себя, как мы. Поэтому я бы не стал распространять законы человеческого общества на роботов. Они на нас так, как мы друг на друга, не станут смотреть. Скорее, можно их научить относиться к нам как к тем, кто дал им родиться. И тогда они будут стимулировать людей, воодушевлять их и помогать им. Но есть и ещё кое-что. Я ведь не об искусственном интеллекте хотел фильм сделать. Я только использовал роботов, чтобы поговорить о моём видении мира. О рождении в нём чистого, невинного сознания. Хотя я всё равно часто думаю о проблемах искусственного интеллекта, это верно.



Сергей Сычёв

Но мотив умирания как того, что делает нас людьми…



Нил Бломкамп

Да, точно. Мысль о конечности твоего существования ведёт к пониманию твоего места во Вселенной и того, что это место ты никак не контролируешь. Человеком ты становишься, когда твои моральные устои переживают натиск извне. Для меня было не важно, кто это осознает: инопланетянин, ребёнок или робот. Фильм всё равно о людях, а не терминаторах.


Сюжет программы «Индустрия кино» о фильме «Роберт по имени Чаппи»






Сергей Сычёв

Любопытно, что вы вместо слова «душа» всегда говорите «сознание».



Нил Бломкамп

Да можно и «душа», можно и «дух». Вопрос в том, есть ли то, что этими словами называют? Сознание – это нечто такое, что можно посчитать, вычислить или что-то за пределами наших возможностей?



Сергей Сычёв

Вы считаете, что сознание можно записать на флэшку?



Нил Бломкамп

Не всё так просто. Записать, наверно, можно, а вот создать с её помощью сто разных тебя – нет. Неизвестно, почему. Поэтому – нет, это не набор цифр. Это нечто неопределимое.



Сергей Сычёв

Вы изучали детскую психологию, создавая образ Чаппи?



Нил Бломкамп

Так, чтобы специально, – нет. Персонаж странный получился. С одной стороны, он ведёт себя по-детски, наивно, просто. С другой, он в сто раз умнее любого человека. Поэтому Шарлто Колпи сначала не мог понять, как подступиться к этому герою. Я предложил ему ориентироваться на восьмилетних гроссмейстеров, которые обыгрывают чемпионов мира. Они умнее, но они не перестают быть детьми эмоционально. Таков и Чаппи.



Сергей Сычёв

Вы сделали всех главных героев фильма одинокими, изолированными личностями. Для чего?



Нил Бломкамп

Когда ты снимаешь кино, ты делаешь многое бессознательно. Иногда ты потом оглядываешься на сделанное и начинаешь себя изучать, словно психолог. Так что я не знаю, почему это получилось, но, наверное, это потому, что я и сам такой. Потому что фильм этот, как и остальные мои работы, обо мне, и никуда от этого не деться.






НИЛ БЛОМКАМП: «ФИЛЬМ ВСЁ РАВНО О ЛЮДЯХ, А НЕ ТЕРМИНАТОРАХ»