19 марта Верховная Рада поддержала законопроект №1357, предусматривающий внесение изменений в некоторые законы по созданию общественного телевидения и радиовещания в Украине.
В последний момент инициатор законопроекта народный депутат Виктория Сюмар поправкой с места внесла изменение об избрании членов Наблюдательного совета общественного вещания без участия парламентского комитета по вопросам свободы слова, который она возглавляет.
Создание общественного вещания обсуждалась в Украине более 10 лет. Появление независимых мощных медиа от олигархических кланов было любимой темой “кухонных” разговоров для интеллектуалов.
Нынешняя власть, как и любая власть, безусловно, не очень заинтересована в получении достойного игрока в медиапространстве, мнение которого будет формировать настроения в обществе. Тем более что в принятом законе независимый вещатель образуется на базе НТКУ, что всегда выполнял патронажное сопровождение действующей власти.
С подписанием Соглашения с ЕС, Украина показала свое обязательство по созданию общественного вещания, которое должно стать независимым от президента и правительства, Национальной общественной телерадиокомпании. 13 января 2015 закон о создании этой компании был проголосован в первом чтении.
Согласно закону, который был окончательно принят 19 марта, новая компания будет осуществлять вещание не менее чем на двух общенациональных каналах — общественно-политическом и культурно-образовательном, а также на региональных каналах. И не менее чем на трех общенациональных эфирных радиоканалах.
Наблюдательный совет
Больше всего вопросов вызвало, как в законе прописан порядок формирования Наблюдательного совета НОТУ. По мнению многих медийщиков, это принципиальный вопрос. Ведь Наблюдательный совет будет согласовывать Редакционный Устав нового вещателя. В законе предусмотрено, что в него войдут восемь представителей депутатских фракций и группВерховной Рады текущего созыва и девять членов, избранных общественными объединениями и ассоциациями. Почти перед самым голосованием Виктория Сюмар предложила парламенту исключить норму о согласовании членов Наблюдательного совета профильным комитетом, который сама возглавляет.
“Слабые места” формирования Наблюдательного совета заключаются в том, что его члены, которые представят общественные ассоциации, будут без заработной платы. На общественное вещание будут влиять люди, осуществляющие свою ответственную миссию, не получая средств.
Реорганизация
В законе прописано также, что реорганизацией государственных теле- радиокомпаний должна заняться новообразованная комиссия, она же определит порядок преобразования Национальной телекомпании Украины в НОТУ.
Если в первой редакции закона предполагалось, что реорганизация должна осуществляться в шестимесячный срок со дня вступления в силу данного закона, то в последней редакции, эту опцию убрали, сделав процесс реорганизации бесконечным или достаточно длительным. Поскольку люди, которые работают в этих структурах заинтересованы в сохранении статус “кво”.
Кроме того, предложения по реорганизации областных ТРК должны разрабатываться ими самими. Уже примерно можно представить, каким образом и в каком темпе госканалы будут реформироваться под европейские стандарты.
Выводы и видение
Безусловно, этот закон является важным шагом для создания в Украине общественного вещания. Общественные лоббисты этого закона утверждают, что он не является идеальным. Если возникнет необходимость внесения поправок, то их будут вносить и совершенствовать уже в процессе реформирования госканалов в общественного вещателя.
В целом эксперты Совета Европы отметили, что нормы этого закона соответствуют стандартам установленным Советом Европы для служб общественного вещания. Сейчас первые выводы, кто был больше прав — скептики закона или его лоббисты, можно будет увидеть в ближайшее время.
Общественное вещание в Украине: возможен ли украинский аналог BBC?
Комментариев нет:
Отправить комментарий